Сопровождение профессионального самоопределения школьника: взгляд учителя и родителя
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования по проблеме сопровождения профессионального самоопределения современных школьников. Профессиональное самоопределение – длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Изучено мнение учителей и родителей учащихся школ Екатеринбурга об организации работы по сопровождению профессионального самоопределения детей на разных этапах школьного обучения. Половина опрошенных учителей и родителей считают, что наиболее оптимальный период начала профориентационной работы 7–8 класс. Более раннюю работу по профориентации (с 5–6 класса) поддержала наиболее активная и прогрессивная группа учителей, имеющих больший опыт педагогической деятельности и работы по профориентации.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, учитель, родители, профориентационная работа с учащимися, уровни обучения.
Полный текст:
Без имениЛитература
Блинов В. И., Сергеев И. С. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М., 2014.
Бобкова А. А. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников гимназии : дис. … канд. пед. наук. М., 2012.
Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12(046).
Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие. М., 2005.
Калимуллина Э. Р. Исследование возможностей самореализации и трудоустройства молодежи в малом городе // Казан. пед. журн. 2015. № 2(109). С. 115–120.
Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие. М., 2010.
Клюсова В. В., Яркова Г. А. Возможности педагогического вуза в организации профориентации школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 307.
Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
Кульневич С. В. Менеджмент профессионального самоопределения : учеб.-метод. пособие для студентов и педагогов, пытающихся думать. Воронеж, 1998.
Лернер П. С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России // Мир образования – образование в мире. 2009. № 3(35). С. 3–13.
Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
Меренков А. В. Методика формирования у школьников навыков самоопределения. Екатеринбург, 2006.
Меренков А. В., Ковалева И. Ю. Самоопределение в учебе, труде и отдыхе: учеб. пособие для учащихся V–VII классов. М., 2007.
Онипко А. А. Противоречия самоопределения современных школьников // Социол. науки. 2011. № 7(15).
Профориентация для школьников по-новому [Электронный ресурс]. URL: https://academy-prof.ru/blog/ proforientacija-v-sovremennoj-shkole (дата обращения: 10.08.2018).
Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2013.
Савельев В. В. Модульный подход к классификации профессий для создания профориентационных компьютерных игр // Профессиональное образование. 2014. № 10.
Сергиенко Е. А., Эйдельман Г. Н. Возрастная идентификация современной молодежи как фактор самодетерминации // Образование и самообразование. 2015. № 3.
Фатхуллина Л. З. Оптимизация профессиональной ориентации на основе междисциплинарного подхода // Управление устойчивым развитием. 2016. № 1(02).
Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 3.
Щербакова Т. В. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся школ города как организационно-педагогическая проблема : дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2006.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
Super D.E. et al, Vocational Development: A Framework of Research. N. Y., 1957.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2019 Татьяна Ивановна Касьянова, Алексей Владимирович Мальцев, Денис Вадимович Шкурин