Креативные стратегии трубных предприятий Урала: между реиндустриализацией и мемориализацией

Константин Дмитриевич Бугров

Аннотация


В работе ставится вопрос о выработке представления об аутентичном применительно к промышленным городам. Для его решения автор анализирует стратегии репрезентации ключевых предприятий трубной промышленности Урала, воплощенные в материальных (градостроение и производственные комплексы) и нематериальных (исторический нарратив) формах. Для созданных в 1930–1940-х гг. Первоуральского Новотрубного и Челябинского трубопрокатного заводов основной стратегией стал технологический героизм, связанный с уникальными проектами и реиндустриализацией. В отличие от них Северский трубный завод, переведенный на выпуск труб лишь в 1960-х гг., выстроил репрезентацию вокруг исторической преемственности по отношению к «горнозаводской цивилизации» Урала с помощью сохранения места исторической памяти – цехов XIX в. Сделан вывод о том, что исторически сложившиеся различия в нарративах о предприятиях влияют на практики их позиционирования в городской среде, а следовательно, и на содержание в каждом конкретном случае понятия об аутентичном, необходимого для успешного формирования экономики впечатлений.

Ключевые слова: аутентичность, историческая память, трубная промышленность, индустриальная идентичность, мемориализация, реиндустриализация


Ключевые слова


аутентичность, историческая память, трубная промышленность, индустриальная идентичность, мемориализация, реиндустриализация

Полный текст:

PDF

Литература


Абанкина Т. В. Креативная экономика в России: новые тренды // Журнал новой экономической ассоциации. 2022. № 2. С. 221–228.

Афанасьев О. Е., Афанасьева А. В. Сторителлинг дестинаций как современная технология туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11, № 3. С. 7–24.

Балашов А. А., Доможирова Н. Н. Исследование проблем трубной промышленности // Вестн. УГТУ-УПИ. 2010. № 4. С. 44–53.

Бирюков В., Турбанов А. Урал: второе рождение // Известия. № 232. 1975. 2 окт.

Власова Е. Г. Нарративизация пространства в первых путеводителях по Уралу // Изв. Урал. федер. ун-та. Серия 2 : Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 175–188.

Добрейцина Л. Е. Музеи-заводы на Среднем Урале: осмысление прошлого и индикатор настоящего в культуре индустриального Урала // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 1. С. 27–37.

Закончилось строительство Первоуральского новотрубного завода // Правда. № 18. 1936. 18 янв.

Игнатьева О. В., Лысенко О. В. Анализ одного проекта: «Пермская культурная революция» глазами социолога // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 69–80.

Игуменов В. Металлург в белом // Forbes.ru. 1 декабря 2012 г. URL: https://www.forbes.ru/forbes/issue/2012-10/132634-metallurg-v-belom?ysclid=lb40kqut99765414816 (дата обращения: 01.10.2022).

Каменск-Уральский – город на Исети. Свердловск : Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1967.

Келлер А. В. Вытесняется и отмирает? История русского городского ремесла в контексте теории модернизации: к постановке проблемы // Quaestio Rossica. 2017. № 1. С. 15–31.

Кулагина С. Черное – это белое // ОМК команда. URL: https://journal.omk.ru/journal/11-2020/chernoe-eto-beloe/?ysclid=lb404lnqu8355523986 (дата обращения: 01.10.2022).

Мы – новотрубники. Свердловск: Кн. изд-во, 1962.

Осада Я. Место отраслевого института – в совнархозе // Известия. 1959. № 203. 27 авг.

Первый уральский. Екатеринбург : Коммерсант-Урал, 2019.

Петлевой В. «Хотелось построить завод, какого нет в мире», – Андрей Комаров, основной владелец компании ЧТПЗ // Ведомости. 2013. 16 мая.

Трубина Е. Г. «Трамвай, полный Wi-Fi»: о рецепции идей Ричарда Флориды в России // Неприкосновенный запас. 2013. № 6. С. 191–207.

Уважение в коллективе // Правда. 1985. № 6. 6 янв.

Худякова Т. «Русский чай», «Изумруд» и другие // Известия. 1986. № 249. 6 сент.

Шипицына О. А., Солонина Н. С. Исторически сложившиеся индустриальные культурные центры Урала в контексте современной реиндустриализации // Урал индустриальный: Бакунинские чтения. Индустриальная модернизация России в XVIII–XXI вв. : материалы XIII Всерос. науч. Конф., Екатеринбург, 18–19 октября 2018 г. : в 2 т. Екатеринбург : УрО РАН, 2018. Т. 2. С. 399–413.

Янковская Г. А. Локальный фундаментализм в культурных войнах за идентичность // Вестн. Перм. ун-та. Серия : Политология. 2013. № 2. С. 157–165.

Baker K. Conspicuous Production: Valuing the Visibility of Industry in Urban Re-Industrialization // Urban Re-Industrialization. Brooklin : punctum books, 2017. P. 117–127.

Beverland M., Farrelly F. The Quest for Authenticity in Consumption: Consumers’ Purposive Choice of Authentic Cues to Shape Experienced Outcomes // Journal of Consumer Research. 2010. № 36(5). P. 838–856.

Grodach C. Cultural Economy Planning in Creative Cities: Discourse and Practice // International Journal of Urban and Regional Research. 2013. № 37(5). doi:10.1111/j.1468-2427.2012.01165.x

Trubina E. G. Fluid Entanglements: Narratives of Waterfronts in the City // Changing Societies & Personalities. 2022. № 2. P. 245–253.

Williams A., Atwal G., Bryson D. Developing a storytelling experience: the case of craft spirits distilleries in Chicago // International Journal of Wine Business Research. 2019. № 32(4). P. 555–571.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Константин Дмитриевич Бугров