СМИ как актор политического процесса: эволюция западных концептуальных подходов во второй половине ХХ в. Ч.2

Владимир Александрович Гуторов

Аннотация


В статье анализируются теоретические вопросы эволюции западных политологических концепций функционирования СМИ в либеральных демократиях во второй половине ХХ в. Сформировавшись после Второй мировой войны в политической науке США и Западной Европы, они стали играть определяющую роль в том сегменте мирового научного дискурса, который связан с анализом структур современных массовых и политических коммуникаций. Во второй части статьи особое внимание уделяется особенностям интерпретации  в политической науке США и Западной Европы концепции политического актора применительно к СМИ. Исследуются также принципиально важные вопросы трансформации медиакомплексов в ведущих державах мира  и их превращения в важнейший фактор президентских и парламентских избирательных кампаний. Осуществляется анализ соотношения роли СМИ, принадлежащих частным компаниям, промышленным монополиям и банкам, и тех медиакомплексов, которые контролируются государством. Исследуются современные типологии средств массовой коммуникации, в частности их теоретическое обоснование в западной политической науке и политической социологии.

Полный текст:

Неозаглавлен

Литература


Адорно Т. Введение в социологию. М., 2010.

Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.

Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005.

Бурдье П. Социология социального пространства. СПб., 2005.

Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2004.

Гаджиев К. С. Политическая наука. М., 1994.

Дебре Р. Введение в медиологию. М., 2009.

Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. М., 2007.

Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2004.

Корконосенко С. Г. Теория журналистики. Моделирование и применение. СПб., 2011.

Крауч К. Постдемократия. М., 2010.

Крауч К. Странная не-смерть неолиберализма. М., 2012.

Лиллекер Д. Дж. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков, 2010.

Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.

Марков Б. В. Виртуальная реальность: телекратия и развитие коммуникативной культуры // Первый Российский философский конгресс. Человек – Философия – Гуманизм. Т. 9 : Основные доклады и обзоры / под ред. Ю. Н. Солонина и Д. А. Гущина. СПб., 1998. C. 81–90.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

Пугачев В. П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12 : Полит. науки. 1995. № 5, сент.–окт.

Рыкованов П. Я. Власть и пресса: французский феномен // Журналистика – ХХ век: эволюция и проблемы : тез. междунар. науч.-практ. конф. 24–25 апр. 1996 г. СПб., 1996.

Траутман Г. Телевидение и радио в Европе: государственное, общественное или частное? // Там же.

Abramson J. B., Arterton F. C., Orren G. R. The Electronic Commonwealth. N. Y., 1988.

Bagdikian B. H. The Media Monopoly. Boston, 1983.

Bagdikian B. H. The Media Monopoly. 4th ed. Boston, 1992.

Barber B. Strong Democracy. Berkeley, 1984.

Bayam N. K. The Emergence of Community in Computer Mediated Communication // Cybersociety / еd. вy S. G. Jones. Thousand Oaks. CA., 1995.

Bennett W. L. Toward a Theory of Press-State Relations in the United States // J. of Communication. 1990. 40 (2). P. 103–125.

Berlin I. The Age of Enlightenment. N. Y., 1956.

Bohman J., Reng W.(eds). Deliberative Democracy. Cambridge, MA., 1997.

Chomsky D. Constructing the Cold War. Unpublished Ph.D. Dissertation. Northwestern University, 1996.

Devereux E. A. The Partisan Press Revisited: Newspapers and Politics in the United States, 1964–1968. Unpublished Ph.D. Dissertation. The University of Texas, 1993.

Dewey J. The Public and Its Problems. Athens. OH., 1954.

Dryzek J. Discursive Democracy. Cambridge, 1990.

Fishkin J. Democracy and Deliberation. New Haven, CT., 1991.

Foote J. S. The Mass Media and the American Political System: the Impact of Media on Government and Campaigning // American Government, Politics and Law: Unity in Diversity / ed. by M. Esler, B. Brown, T. McAffee. Southern Illinois University at Carbondale, 1995.

Fuller R. B. No More Secondhand God and Other Essays. Carbondale, Il., 1983.

Gans H. Deciding What’s News. N. Y., 1979.

Gans H. J. Deciding What’s News: A Study of CBS Evening News, NBC Nightly News. Newsweek, and Time. N. Y., 1980.

Garber D. Mass Media and American Politics. Washington, D .C., 1980.

Grossman L. The Electronic Republic. N. Y., 1995.

Gutmann A. Democratic Education. Princeton, 1987.

Hallin D. C., Mancini P. Speaking of the President: Political Structure and Representational Form in US and Italian Television News // Theory and Society. 1984. 13. P. 829–850.

Hallin D. C. The “Uncensored War”: The Media and Vietnam. N. Y., 1986.

Hallin D. C. Sound Bite News: Television Coverage of Elections, 1968-1988 // J. of Communications. Spring 1992. 42 (2).

Hallin D. C. The Passing of the “High Modernism” of American Journalism // Ibid. Summer 1992. 42 (3).

Herman E. S., Homsky N. Manufacturing Consent: The Political Economy of Mass Media. N. Y., 1988.

Hiltz R. S., Turoff M. The Network Nation. Revised Ed. Cambridge. MA., 1993.

Hollander R. Video Democracy. Mt. Airy, MD., 1985.

Iyengar S., Kinder D. R. News That Matters: Television and American Opinion. Chicago, 1987.

Iyengar S., Lenart S. Beyond «Minimal Consequences»: A Survey of Media Political Behavior Annual. Vol. 2 / еd. Samuel Long. Boulder, CO, 1989.

Jones S. G. Understanding Community in the Information Age // Cybersociety / еd. by S. G. Jones. Thousand Oaks, CA., 1995.

Kadi M. Welcome to Cyberberia // Utne Reader. 1995. № 68. March–Apr.

Kernell S. Going Public: New Strategies of Presidential Leadership. Washington, DC, 1986.

Key V. O. Public Opinion and American Democracy. N. Y., 1964.

Kramnick I. Bolingbroke and His Circle: The Politics of Nostalgia in the Age of Walpole. Ithaca; L., 1992.

Laslett P. The Face to Face Society // Philosophy, Politics, and Society. First Series / еd. by P. Laslett. Oxford, 1956.

Lippman W. Public Opinion. N. Y., 1922.

London S. Teledemocracy vs. Deliberative Democracy: A Comparative Look at Two Models of Public Talk // J. of Interpersonal Computing and Technology. 1995. Vol. 3, P. 33–55.

MacKinnon R. C. Searching for the Leviathan in Usenet // Cybersociety / еd. by S. G. Jones. Thousand Oaks, CA., 1995.

Mancini P. Old and New Contradictions in Italian Journalism // J. of Communication. Summer, 1992. 42 (3). P. 42–54.

Mantovani G. Is Computer-Mediated Communication Intrinsically Apt to Enhance Democracy in Organizations // Human Relations. 1994. Vol. 47.

Markus M. L. Finding a Happy Medium: Explaining the Negative Effects of Electronic Communication on Social Life at Work // Computers and Controversy. 2nd. ed. San Diego, 1996.

Mazo E. The Great Debates. Santa Barbara: Center for the Study of Democratic Institutions, 1962.

Mc Combs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass Media // Public Opinion Quarterly. 1972. 36. P. 176–187.

Media Power in Politics. Ed. by Doris A. Graber. Washington, 1994.

Mickelson S. Blurred Image in the Electric Mirror // The Politics of Broadcasting 1971–1972 / еd. by M. Barrett. N. Y., 1973.

Mickelson S. From Whistle Stop to Sound Bite. N. Y., 1989.

Nader R. Citizens and Computers // Utne Reader. 1995. № 68. March–Apr.

Nederman C. J., Jones B. S., Fitzgerald L. Lost in Cyberspace: Democratic Prospects of Computer-Mediated Communication // Contemporary Politics. 1998. Vol. 4, № 1.

New York Times. 1984. 8.VIII.

Page B. I., Shapiro R. Y., Dempsey G. R. What Moves Public Opinion // American Political Science Rev. 81, March, 1987.

Page B. I., Shapiro R. Y. The Rational Public. Chicago, 1992.

Page B. I. Speedy Deliberation: Rejecting “1960s Programs” as causes of the Los Angeles Riots // Political Communication. 1995. 12. P. 245–261.

Page B. I. The Mass Media as Political Actors // Political Science & Politics. 1, March. 1996. Vol. XXIX.

Page B. I. Who Deliberates? Mass Media in Modern Democracy. Chicago, 1996.

Parenti M. Inventing Reality. The Politics of Mass Media. N. Y., 1986.

Parenti M. Inventing Reality. The Politics of Mass Media. 2-nd ed. N. Y., 1993.

Protess D. L., Cook F. L., Doppelt J. C. et al. The Journalism of Outrage: Investigative Reporting and Agenda Building in America. N. Y., 1991.

Schiller H. I. Information Inequality. N. Y. ; L., 1996.

Sclove R. Democracy and Technology. N. Y., 1995.

Sigal L. Reporters and Officials. Lexington, MA, 1973.

Slayton C. D. Televote. N. Y., 1992.

Soley L. The New Shapers: The Sources Who Explain the News. N. Y., 1992.

Sterling Ch., Haight T. The Mass Media. N. Y., 1978.

Stoll H. Silicon Shake Oil: Second Thoughts on the Information Superhighway. N. Y., 1995.

Stone A. R. Will the Real Body Politics Please Stand Up? // Cyberspace. Ed by M. Benedict. Cambridge MA., 1991.

Tunstall J. Europe as World News Leader // J. of Communication. Summer, 1992. 42 (3). P. 84–99.

Westbrook R. B. John Dewey and American Democracy. Ithaca ; L., 1991.

Who Owns the Media? Concentration of Ownership in the Mass Communication Industry / еd. by Benjamin Compaine. N. Y., 1979.

Wolff R. P. In Defence of Anarchism. N. Y., 1970.

Wolton D., Lepigeon J. L`information demain. De la presse ecrite aux noveaux medias. P., 1979.

Wolton D. Les medias, maillon faible de la communication politique // Hermes, Cognition, Communication, Politique. 1989. 4, July. P 161–185.

Wolton D. Political Communication: the Construction of Model // European Journal of Communication. 1990. 51 (1). P. 9–20.

Wolton D., Blumler J., Dayan D. Western European Perspectives on Political Communication: Structure and Dynamics // Ibid. 1990. 5 (2/3). P. 261–285.

Wolton D. Eloge du grand public. Une Theorie critique de la television. P., 1990.

Wolton D. Us et abus des medias // Faire la politique, Autrement, 122, May. 1991. P. 162–175.

Wolton D. Journalist: The Tarpeian Rock is Close to the Capitol // J. of Communication. Summer. 1992. 42 (3), P. 26–41.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки