Реакции на войну как истории идентичности: художники Александр Бренер, Алексей Каллима, Аслан Гойсум о чеченской войне

Марина Валентиновна Соколовская

Аннотация


В статье рассматриваются произведения художников Александра Бренера 1990-х гг., Алексея Каллимы 2000-х гг., Аслана Гойсума 2010-х гг. и их рецепция художественной критикой и публикой как свидетельство реакции российского общества на чеченскую войну. Чеченская война была значимым фактором в жизни России, но как общество реагировало на войну и какой будет память об этой войне? Сегодня у разных групп ее участников различные права на публичную представленность их опыта, война описывается главным образом свидетелями и публицистами, в публичных дискуссиях закрепляется позиция только некоторых социальных групп.

Сообщество современных художников и зритель современного искусства воспринимаются как мнемонические акторы, в опыте создания и рецепции произведений ставящие вопрос о том, кто имеет право свидетельствовать о войне в Чечне и как позиция и идентичность свидетеля влияют на создаваемый им образ войны. Истории художников показывают, как право на память о чеченской войне закрепляется не как долг всего общества, а как часть идентичности конкретного автора.


Ключевые слова


чеченская война рубежа XX–XXI вв., гражданская война, восприятие войны, память о войне, современное искусство, идентичность свидетеля, Александр Бренер, Алексей Каллима, Аслан Гойсум

Полный текст:

Без имени

Литература


Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Б. Хлебникова. М. : Новое лит. обозрение, 2014. 328 с.

Бражкина А. Искусство и закон: Ретроспектива, 1992–1996: Бренер – счастливчик, террорист. URL: https://mavromatti.livejournal.com/31105.html (дата обращения: 25.03.2021).

Бродски А. Чеченская война в зеркале современной российской литературы // НЛО. 2004. № 6. С. 229–245.

Выставки: Дьяконов В. Рецензия на выставку Алексея Каллимы «Проверка на дорогах, или Случай на обочине» (Галерея М. Гельмана, Москва. 13.02.03–25.02.03) // Художеств. журн. 2003. № 50. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/58/article/1185 (дата обращения: 04.10.2021).

Выставки: Морозова Л. Рецензия на выставки Алексея Каллимы «Вы там, где вас нет» и «Зефиры» (галерея «Франция», Москва. 20.12.2001–05.02.2002) // Художеств. журн. 2002. № 42. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/91/article/2027 (дата обращения: 05.10.2021).

Гельман М. Ополченец. 1995. URL: http://old.guelman.ru/artists/mg/opolchenets/ (дата обращения: 06.11.2021).

Грабовская О. Формирование языка политического искусства 90-х: к вопросу о дискурсивной ответственности // Художеств. журн. 2013. 89. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/8/article/82 (дата обращения: 27.03.2021).

Деготь Е. Новые приключения неуловимых, невыразимых и ненужных // Художеств. журн. 1996. № 9. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/97/article/2165 (дата обращения: 10.10.2021).

Интервью Марии Кравцовой с Алексеем Каллимой «Я не бегал с автоматом» // Артгид. 2014. 12 декабря. URL: https://artguide.com/posts/711 (дата обращения: 26.03.2021).

Интервью Екатерины Муромцевой с Асланом Гайсумовым «Я думал о том, как культура мигрирует вместе с людьми». 2015. URL: https://web.archive.org/web/20190323033350/http://aroundart.ru/2015/12/24/aslan-gajsumov-grosny/ (дата обращения: 26.03.2021).

Кулик И. Государство решилось на «Инновацию» // Коммерсантъ. 2006. 1 апреля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/662738 (дата обращения: 14.10.2021).

Лукичева П. Классика и насилие // Независимая газета. 2001. 29 апреля. URL: https://www.ng.ru/culture/2001-04-29/7_classic.html (дата обращения: 14.10.2021).

Манифест Гильдии красивых // Ника Press. 1996. № 27 (1–7 июля). С. 2.

Миллер А. И. Введение. Большие перемены. Что нового в политике памяти и ее изучении? // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под ред. А. И. Миллера, Д. В. Ефременко. СПб. : Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. С. 8–24.

«Мой первый большой успех был связан с украинским искусством»: Интервью Дмитрия Десятерика с Маратом Гельманом. 2002. URL: http://old.guelman.ru/artists/mg/success/ (дата обращения: 06.11.2021).

Напреенко Г., Новоженова А. Акционизм в период фрагментированного государства // Напреенко Г., Новоженова А. Эпизоды модернизма: от истоков до кризиса. М. : Новое лит. обозрение. 2018. 184 с.

Николаи Ф., Кобылин И. «Cгущенка как лекарство от стресса»: военная психология и армейские практики преодоления страха // Там же. 2020. № 2. С. 158–170.

Реконструкция, 1990–2000: каталог выставки в Фонде культуры «Екатерина». М., 2014. 248 с.

Рождественская Е., Семенова В. Социальная память как объект социологического изучения // Интер. 2006. № 11. С. 27–48.

Селедкин С. «Романтические ваххабиты» в Новой Третьяковке: «Намоченную выставку» заподозрили в экстремизме // Комсомольская правда. 2020. 10 сентября. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/217180/4285301 (дата обращения: 01.11.2021).

Сидорчик А. «Романтика» террора. В Третьяковке нашли картины с боевиками на отдыхе // АиФ. 2020. 23 сентября. URL: https://aif.ru/culture/art/romantika_terrora_v_tretyakovke_nashli_kartiny_s_boevikami_na_otdyhe (дата обращения: 01.11.2021).

Сокол Х. Объект как свидетель. Свидетель как объект. Письмо другу // Художеств. журн. 2017. № 102. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/60/article/1234 (дата обращения: 26.03.2021).

«Террористический натурализм»: Екатерина Деготь о травме контекстуализации в русском искусстве. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8627-ekaterina-degot-terrorist-natrualism (дата обращения: 10.10.2021).

Урушадзе А. Т. А. П. Ермолов в мемориальном пространстве юга России: конфликты исторических интерпретаций // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе / сб. ст. под ред. В. В. Лапина, А. И. Миллера. СПб. : Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2021. С. 164–176.

Урушадзе А. Т. Память полураспада: Кавказская война в этнических коммеморациях и большом нарративе // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / под ред. А. И. Миллера, Д. В. Ефременко. СПб. : Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2020. С. 250–278.

Ушакин С. «Нам этой болью дышать? О травме, памяти и сообществах // Травма: Пункты / под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной. М. : Новое литературное обозрение, 2009. С. 5–41.

Уэллс Г. Дж. Россия во мгле: великий фантаст и кремлевский мечтатель / пер. с англ. М. : Алгоритм. 2015. 205 с.

Цветков А. После прочтения уничтожить. СПб. : Амфора, 2009. 190 с.

Чечня! Бренер. URL: http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?&id=3324 (дата обращения: 25.03.2021).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Марина Валентиновна Соколовская