Традиционный танец в свете памяти инпатриантов и диаспоры (на примере черкесов Турции и Косово)

Алла Николаевна Соколова

Аннотация


статье рассматривается вопрос формирования разных танцевальных систем у одного этноса (адыгов-черкесов), разделенного почти 200 лет назад, представляющего черкесские диаспоры Косово и Турции. Исследуются причины потери культурной памяти у представителей диаспоры и ее реге-
нерации в результате возобновления культурных контактов с российскими адыгами. Подчеркивается фрагментированность культурной памяти черкесской диаспоры в Турции, связанной с формированием разных танцевальных систем у черкесов (шапсугов и абадзехов) Черноморского побережья (Дюздже, Самсун) и черкесов (кабардинцев и хатукайцев) Кайсери. Разница танцевальных систем характерна также для восточных и западных адыгов в России. Однако указанная фрагментированность выступает как показатель локального разнообразия и, следовательно, как источник культурного богатства и ресурс жанрово-танцевального обмена.


Ключевые слова


память культуры, традиционный танец, адыги, черкесы, косовские инпатрианты, репатрианты, черкесы Турции

Полный текст:

Без имени

Литература


Атабиев И. К. Адыгский сценический танец. Нальчик : ООО Полиграфсервис и Т., 2018. 492 с.

Бгажноков Б. Х. Черкесское игрище. Нальчик : Госкомиздат КБАССР, 1991. 188 с.

Кешева З. М. Танцевальная и музыкальная культура кабардинцев во второй половине XX в. Нальчик : Издательство М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2005.

Кешева З. М. Проблемы трансформации традиционной танцевальной культуры кабардинцев // Изв. КБНЦ РАН. 2014. № 4.

Кушу С. А. Шуточные танцы адыгов (черкесов) : моногр. Майкоп : ООО «Полиграф-ЮГ», 2018. 124 с.

Паштова М. М. Танец в локальной традиции черкесов Анатолии: идентификация жанра и социальные функции // Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences. 2016. Vol. 23, iss. 1. P. 114–120. doi 10.22162/2075-7794-2016-23-1-114-120

Соколова А. Н. Танцы и инструментальная музыка косовских адыгов // Вестн. Адыгейс. гос. ун-та. Серия «Филология и искусствоведение». 2008. Вып. 10. С. 215–223.

Соколова А. Н., Чундышко Н. А. К проблеме происхождения и изучения танца «Щэщэн» // Там же. 2009. Вып. 2. С. 260–264.

Соколова А. Н. Танец и инструментальная музыка косовских адыгов в свете этнокультурных контактов // Косовские адыги в Адыгее: проблемы адаптации репатриантов и устойчивое развитие региона : сб. ст. Майкоп, 2008а. С. 70–82.

Шу Ш. С. Народные танцы адыгов. Нальчик : Эльбрус, 1992. 144 с.

Cidra R. Politics of memory, ethics of survival: the songs and narratives of the Cape Verdean diaspora in S˜ao Tom´e // Ethnomusicology Forum. 2015. № 24 (3). Р. 304–328.

Cohen S. Stress, Social Support, and Disorder’ // The Meaning and Measurement of Social Support / edited by H. O. Veiel, U. Baumann. Washington DC : Hemisphere, 1992.

Erol A. Identity, migration and transnationalism: expressive cultural practices of the Toronto Alevi community // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2012. № 38 (5). Р. 833–849.

Kaemmer J. E. Between the Event and the Tradition: A New Look at Music in Sociocultural Systems // Ethnomusicology. 1980. Vol. 24, No. 1 (Jan.). Р. 61–74. Published By : University of Illinois Press

Rice T. Reflections on music and identity in ethnomusicology // Musicology. 2007. № 7. Р. 17–37.

Roberson J. E. Singing diaspora: Okinawan songs of home, departure and return // Identities: Global Studies in Culture and Power. 2010. № 17(4). Р. 430–453.

Sheleman K. K. Music, memory and history // Ethnomusicology Forum. 2006. № 15(1). Р. 17–37.

Lidskog R. The role of music in ethnic identity formation in diaspora: a research review // International Social Science Journal. 2017. № 66. Р. 1–16.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Алла Николаевна Соколова