Время и "Я мыслю". Понятие трансцендентальной субъективности в критике чистого и практического разума Канта
Аннотация
Феномен трансцендентальной субъективности прежде всего связывается с понятием трансцендентального единства апперцепции «Я мыслю», сопровождающим все представления. Полное определение феномена трансцендентальной субъективности предполагает исследование отношения единства апперцепции к чистому первичному пассивному синтезу времени. Трансцендентальная субъективность является основанием возможности чистых синтетических суждений a priori и источником происхождения основных онтологических категорий. Трансцендентальная субъективность является принципом конституции мира природы как взаимосвязи явлений по законам рассудка и одновременно – принципом конституции мира практической свободы.
Ключевые слова
Полный текст:
Без имениЛитература
Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1989.
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 4, ч. 1. М., 1965.
Кант И. Критика способности суждения // Там же. Т. 5. М., 1966.
Кант И. Критика чистого разума // Там же. Т. 3. М., 1964.
Кант И. Основы метафизики нравственности // Там же. Т. 4, ч. 1. М., 1965.
Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
Мухутдинов О. М. Кант и Гегель, мнимое право и «мир наизнанку» // Кантовский сборник : науч. журн. 2016. Т. 35, № 3.
Мухутдинов О. М. Кант и проблема онтологии // Эпистемы. Вып. 8. Екатеринбург, 2013.
Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. Vittorio Klostermann, Frankfurt a/M., 1973.
Heidegger M. Phänomenologische Interpretation von Kants Kritik der reinen Vernunft. Marburger Vorlesung, Wintersemester 1927/28 // Heidegger M. GA, Bd. 25. Vittorio Klostermann. Frankfurt a/M., 1987.
Husserl E. Erste Philosophie (1923/24). Erster Teil: Kritische Ideengeschichte // Hua VII. Martinus Nijhoff, Den Haag, 1956.
Husserl E. Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil : 1905–1920 // Hua XIII. Martinus Nijhoff, Den Haag, 1973.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2020 Олег Мухтарович Мухутдинов