Каббала, «Вселенская религия», «Мировой процесс» и религиозно-философский синтез В. С. Соловьева
Аннотация
В статье ставится вопрос о мистических источниках религиозной философии В. С. Соловьева. В качестве базового источника, выполняющего функцию синтеза Соловьевым различных мистических, философских и оккультных идей, рассматривается еврейский мистицизм, в частности, лурианская каббала в ее христианской интерпретации. В статье проводится систематическое сопоставление концептуальных схем философии Всеединства и лурианской каббалы и делается попытка ответить на вопрос: почему именно каббала легла в основу той схемы, вокруг которой строится философская концепция Соловьева.
Полный текст:
НеозаглавленЛитература
Аптекман М. Фантастическая каббала и ее роль в истории русского оккультизма: великое тайное учение или успешное шарлатанство? // Континент. 2001. № 1 (107). С. 325–337.
Бонецкая Н. К. К истокам Софиологии // Вопр. философии. 2000. № 4. С. 76–80.
Бурмистров К. «Kabbala Denudata», открытая заново: христианская каббала барона Кнорра фон Розенрота и ее источники // Вестн. Еврейского ун-та. 2000. № 3 (21). С. 25–74.
Бурмистров К. В. Владимир Соловьев и русское масонство: каббалистические параллели // Тирош: Тр. по иудаике. М., 2003. № 6. С.33–51.
Бурмистров К. В. Особенности восприятия каббалы в русской религиозной философии (В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, А. Лосев) // Там же. № 4. С. 67–90.
Бурмистров К. В. Соловьев и Каббала. К постановке проблемы // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 год / Под ред. М. А. Колерова. М., 1998. С. 7–105.
Бурмистров К. Каббалистическая экзегетика и христианская догматика: еврейская мистика в учении русских масонов конца XVIII века // Солнечное сплетение. № 18–19 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.plexus.org.il/texts/burmist_kabal.htm
Козырев А. П. Парадоксы незавершенного трактата [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.rinet.ru/old/paradoxy.htm
Козырев А. П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопр. философии. 1995. № 7. С. 59–78.
Кравченко В. В. Владимир Соловьев и София. М., 2006.
Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.
Соловьев В. С. Еврейство и христианский вопрос // Тайна Израиля. СПб., 1993. С. 31–80.
Соловьев В. С. Идея человечества у Огюста Конта // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
Соловьев В. С. Россия и вселенская церковь. Минск, 1999.
Соловьев В. С. Смысл любви // Соч.: В 2 т. Т. 2.
Соловьев В. С. Философский словарь. Ростов н/Д, 1997.
Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994.
Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Соч.: В 2 т. Т. 2.
Соловьев В. С. Понятие о Боге [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006
Соловьев В. С. Сочинения: В 15 т. М., 2000. Т. 2.
Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соч.: В 2 т. Т. 1.
Френч. М. Премудрость в личности // Вопр. философии. 2000. № 4. С. 80–102.
Хоружий С. С. В. С. Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия // Богослов. тр. 1997. № 33. С. 233–245.
Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М., 2004.
Idel M. Kabbalah: New Perspectives. New Haven, 1988.
Scholem G. The messianic idea in Kabbalism // The messianic idea in Judaism. L., 1971.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2014 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки