ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ХРОНОТОПА В НЕМЕЦКОМ КИНОЭКСПРЕССИОНИЗМЕ 1920-х гг.

Андрей Евгеньевич Якимов

Аннотация


В статье проводится анализ и дается описание особенностей хронотопа в произведениях немецкого киноэкспрессионизма 1920-х гг., прослеживается связь этих особенностей со сложившейся в данный период социокультурной исторической ситуацией (опираясь на концепты, предложенные К. Ясперсом и  Х. Ортегой-и-Гассетом). Автор описывает технические приемы и художественные средства, используемые режиссерами для конструирования экспрессионистской кинореальности. Основой всех этих приемов является пространственно-временной схематизм, или хронотоп. Статья задает определенный способ исследования игрового кино как «документа» и позволяет по-новому взглянуть на экспрессионистские фильмы как на попытку создать символический кинематограф; как на модель, отражающую произошедший культурный слом; как на историческое воображаемое, в котором выражаются элементы современной социально-психологической ситуации общества.

Ключевые слова: кинематограф, киноэкспрессионизм, конструирование, хронотоп, темпоральность, кинематографическая реальность, теория кино, ситуация времени.


Полный текст:

Без имени

Литература


Айснер Л. Демонический экран. М., 2010.

Базен А. Что такое кино? Сб. ст. М., 1972.

Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Делёз Ж. Кино. Кино 1 : Образ-движение; Кино 2 : Образ-время. М., 2004.

Кино не является искусством: Олег Аронсон о преимуществе восприятия над пониманием (расшифровка лекции) [Электронный журнал «Теории и практики»]. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8489cinema_no_art (дата обращения: 29.04.2018).

Кракауэр З. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино. М., 1977.

Омон Ж., Бергала А., Мари М., Верне М. Эстетика фильма / пер. с фр. И. И. Челышевой. М., 2012.

Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.

Рыклин М. Жиль Делёз: «Кино в свете философии» // Искусство кино. 1997.

№ 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinoart.ru/archive/1997/04/n4-article23 (дата обращения: 04.04.2019)

Тарковский А. Запечатленное время // Вопросы киноискусства. М., 1967. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://imwerden.de/pdf/tarkovsky_andrey_zapechatlennoe_vremya_19 67.pdf (дата обращения: 05.05.2019).

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 443.

Fabe. M. Closely Watched Films An introduction to the Art of Narrative Film Technique. L., 2004.

Elsaesser T. Weimar cinema and After. Cinema’s historical Imaginary. Аbingdon, 2000.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Андрей Евгеньевич Якимов