РУССКИЙ АВАНГАРД 1920-х гг.: ДВА ПУТИ СХОЖДЕНИЯ ЖИЗ-НИ И ИСКУССТВА
Аннотация
В статье рассматривается судьба новаторских художественных идей и эстетических проектов в 1920-е гг., направленных на достижение гармонии бытия и духа, чувства и творчества человека. Сопоставляются две эстетические концепции – метафизическая и практическая. Их различие заключается в трактовке понятия «жизнь»: как космического или как социального мира. Метафизическая эстетика шла по пути развития новых потенциалов сознания человека, практическая эстетика стремилась к вовлечению человека в функциональное взаимодействие с материальным формотворчеством. Раскрываются черты утопизма идеи об определяющей роли искусства в достижении идеала совершенства мира и человека, трактовки «совершенства» как высшей степени внутренней интеграции человека и осуществления всеобщности человечества. Подвергается критике позиция Б. Гройса, утверждающего преемственную связь между авангардистским и тоталитаристским проектами.
Ключевые слова: авангард, эстетика, искусство, Кандинский, Малевич, конструктивизм, жизнь, форма, творчество, красота, совершенство, Гройс.
Полный текст:
Без имениЛитература
Арватов Б. Искусство и производство // Мазаев А. И. Концепция «про-изводственного искусства» 20-х годов. М., 1975.
Богданов А. А. Программа культуры // Вопросы социализма (статьи разных лет). М., 1990.
Богданов А. А. Тектология. Кн. 2. М., 1989.
Гройс Б. Утопия и обмен: Статьи и эссе. М., 1993.
Гройс Б. «Gesamtkunstwerk Сталин». М., 1987.
Гройс Б. В потоке. М., 2018.
Искусство как язык – языки искусства. ГАХН и эстетическая теория 1920-х годов. Т. 1: Исследования / под ред. Н. С. Плотникова, Н. П. Подзем-ской при участии Ю. Н. Якименко. М., 2017.
Из истории советской эстетической мысли, 1917–1932. М., 1980.
Кандинский В. В. О духовном в искусстве // Кандинский В. В. Избран-ные труды по теории искусства. Т. 1. М., 2001.
Кандинский В. В. О Великой утопии // Там же. Т. 2. М., 2001.
Луначарский А. В. Революция и культура // Революция и культура. 1928 № 5.
Пунин Н. Н. Искусство и пролетариат // Мазаев А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. М., 1975.
Малевич К. С. Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса // Малевич К. С. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4, М., 2003.
Малевич К. С. К вопросу изобразительного искусства // Там же. Т. 1. М., 1995.
Малевич К. С. Мир как беспредметность // Там же. Т. 3. М., 2000.
Малевич К. С. От кубизма и футуризма к супрематизму // Там же. Т. 1. М., 1995.
Малевич К. С. О новых системах в искусстве // Там же Т. 1. М., 1995.
Мазаев А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. М., 1975.
Подземская Н. П. Наука об искусстве ГАХН и теоретический проект В. В. Кандинского // Искусство как язык – языки искусства. ГАХН и эстети-ческая теория 1920-х годов. Т.1. Исследования / под ред. Н. С. Плотникова и Н. П. Подземской при участии Ю. Н. Якименко. М., 2017.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2019 Елена Николаевна Устюгова