СТУДЕНТЫ-ЖУРНАЛИСТЫ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье проведен анализ профессиональных намерений и ценностных ориентаций студентов-журналистов в условиях становления единого коммуникативно-информационного пространства, связанного с медиатизацией общества. В 2018 г. нами был проведен анкетный опрос студентов факультета журналистики Уральского федерального университета (n = 162) и факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета (Екатеринбург) (n = 40). Мы также провели интервью с руководителями факультетов (n = 2). Материалы исследования показали, что лидирующими мотивами выбора профессии журналиста являются интерес к журналистской деятельности и реализация литературных способностей. Журналист, в представлениях студентов, занят созданием уникального контента. Свою будущую профессиональную деятельность студенты связывают с конвергентной журналистикой, при этом ценностными ориентирами станут фактчекинг, точность и честность.
Ключевые слова: медиатизация, ценностные ориентации, профессиональные намерения, студенты, журналисты.
Полный текст:
Без имениЛитература
Антонова Н. Л., Меренков А. В. Модель «перевернутого обучения» в системе выс¬шей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 237–247. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247
Балмаева С. Д. «Новые медиа»: как изменение медиапотребления изменяет журналистику // Судьба печатной прессы в эпоху Интернета : коллектив. моногр. / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. Челябинск : Изд-во Челяб. ун-та, 2018. С. 99–105.
Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Санникова О. В. Глобальные, национальные и региональные вызовы как условия развития транзитивного университета // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. Т 6, №4. С. 1–14.
Вартанова Е. Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. № 1. C. 5–13.
Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4, № 3. С. 3–13. DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1
Зыков В. Ф. Специальные компетенции журналистов цифровой эпохи: проблемы обучения // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : материалы всерос. науч-практ. конф. с международ. участием – Екатеринбург, 2017. С. 122–125.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М., 2000.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, Москва [Электронный ресурс]. URL: https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etiki-rossijskogo-zhurnalista (дата обращения: 10.01.2019).
Кручевская Г. В. Профессиональные ценности журналистики в сфере политической коммуникации // Журналист. ежегодник. 2014. № 3. С. 56–59. 10. Култышева О. М., Каратеева А. Г. К вопросу о профессиональной этике журналиста // Международ. журн. гуманитар. и естеств. наук. 2016. № 1. C. 273–277.
Симкачева М. В. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Учен. зап. Казан. ун-та. 2015. № 4. С. 118–126.
Смеюха В. В. Медиатизация общества: проблемы и последствия // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). C. 38–42.
Соколова Д. В. Фактчекинг и верификация в российских СМИ: результаты опроса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 : Журналистика. 2018. № 4. C. 3–25.
Суходолов А. П. Феномен «фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. 2017. № 1. C. 87–106.
Устюжанина Д. Куда уходят студенты журфаков // Журналист. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://jrnlst.ru/graduate-run (дата обращения: 04.01.2019).
Черных А. И. Медиаритуалы // Социол. журн. 2012. № 4. С. 106–129.
Altheide D., Snow R. Media logic. Beverly Hills, 1979.
Deuze M. Media Work. Cambridge, UK, 2007.
Christians C. G., Ferre J. P., & Fackler P. M. Good news: Social ethics and the press. N. Y., 1993.
Hjarvard S. The Mediatization of Society: A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change. Nordicom Review. 2008. № 2. Р.105–134.
Krotz F. Mediatization: A concept with which to grasp media and societal change // Lundby K. (ed.) Mediatization: Concept, changes, consequences. N. Y., 2009. Р. 21−40.19.
Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. N. Y., 1993.
The Relotius Case. Answers to the Most Important Questions // Spiegel Online [Electronic resource]. URL: http://www.spiegel.de/international/the-relotius-case-answers-to-the-most-important-questions-a-1244653.html (accessed: 04.01.2019).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2019 Наталья Леонидовна Антонова, Виктория Рауфовна Хафизова