ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ИХ АДАПТАЦИИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
Образовательные потребности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья были проанализированы авторами с позиции функционального подхода, в рамках которого образовательные потребности, с одной стороны, отличаются многоуровневым функциональным разнообразием, с другой – выступают фактором адаптации в трансформирующемся обществе. Цель исследования – изучить потребности выпускников, выявить факторы выбора ими профессии, вуза, удобных форм и требований к условиям обучения. Эмпирическая база исследования – материалы социологического исследования, проведенного авторами в 2017–2018 гг. в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Методы, используемые в исследовании, сочетают количественную и качественную стратегии. Исследование зафиксировало правомерность и общественную значимость инклюзивного образования – совместного обучения студентов без ограничений по здоровью, а также студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Определены факторы, которые оказывают влияние на формирование и развитие образовательных потребностей абитуриентов в регионе. Кроме того, выявлены проблемы и основные предпочтения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Ключевые слова: адаптация инвалидов, выбор профессии, доступность образования, инвалид, инклюзивное образование.
Литература
Высшее образование: проблема доступности в регионе / под общ. ред. В. Н. Козлова, Е. А. Мартыновой. Челябинск, 2000.
Гавриленко Л. С., Чупина В. Б., Тарасова Т. И. Образовательные потребности»: теоретический анализ понятия [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/pdf/2016/6/25480.pdf (дата обращения: 16.03.2019).
Горина Т. И. Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. URL: file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/sotsialno-trudovaya-adaptatsiya-invalidov-v-sovremennom-obschestve.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
Гудонис В. П. Незрячий в обществе: социальные меридианы // Мир психологии. 2001. № 2. С. 186–197.
Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция [Электронный ресурс] // Социол. исслед. 1991. № 5. С. 3–8. URL: http://paralife.narod.ru/library/science/Dobrovolskaya_socis91.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
Козлов В. Н. Проблема доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими и социальными возможностями (социологический анализ) // Материалы международ. конф. «Стратегии обучения студентов-инвалидов», Челябинск, 7–8 июня 2000 г. / под ред. В. Н. Севостьянова. Челябинск, 2001. С. 26–34.
Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Вып. 1. 2000. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/sovremennyj-etap-v-razvitii-sistemy (дата обращения: 15.02.2019).
Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования и обзорный анализ их внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование : науч.-метод. журн. Екатеринбург, 2016. № 2(42). C. 122–135.
Мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью // Информационно-аналитический отчет и протоколы математической обработки информации с анкет по итогам мониторинга в 2018 году образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по Свердловской, Челябинской и Курганской областям / Ресурс. учеб.-метод. центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». Челябинск, 2018. Декабрь.
Образовательные потребности абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью // Информационно-аналитический отчет по итогам проведения мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и протоколы компьютерной обработки информации с анкет ОВЗ-17 по итогам опроса 84 абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью по Челябинской, Свердловской и Курганской областям / Ресурс. учеб.-метод. центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». Челябинск, 2017. Декабрь.
Салганова Е. И. Козлов В. Н., Грунт Е. В. Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области: социологический анализ. Монография. Челябинск, 2009.
Скок H. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции [Электронный ресурс] // Социол. исслед. 2005. № 4. С. 124–127. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/688/119/1217/15Skok.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:1 (дата обращения: 15.03.2019).
Федорова М. А., Нелепко К. С., Фандеева Д. А. Инклюзивное образование как социально-педагогический фактор модернизации высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/konferencii/2016/plps_16/1/fedorova.pdf (дата обращения: 16.03.2019).
Чигрина А. Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2011. 23 с. URL: http://www.unn.ru/pages/disser/785.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности [Электронный ресурс] // Социол. исслед. 1999. № 4. С. 38–45. URL: http://paralife.narod.ru/library/science/Iarskaia-Smirnova_Sots-Issl-Inva_SR99.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2019 Евгений Сергеевич Бирюков, Вадим Николаевич Козлов, Дарья Феликсовна Романенкова, Елена Ивановна Салганова