Протестная реакция зрителей на морально-провокационное искусство

Каролина-Джоанна Гомес

Аннотация


В статье исследуется феномен протестной реакции зрителей на морально провокационное искусство. Деструктивное и конструктивное взаимодействие зрителя с искусством рассматривается как своеобразный способ коммуникации, интуитивной реакции на морально провокационное искусство, также выделяется ряд характеристик конфликтов вокруг современного искусства. На примерах нескольких кейсов протестной реакции зрителей на морально провокационные художественные произведения показана трансформация иконоборческих атак в публичный медиадискурс.

Ключевые слова: протестная реакция, иконоборчество, оскорбительное искусство, душевные страдания, моральный вред, вандализм, разрушение изображений, общественная цензура, культурный конфликт, моральные провокации.


Полный текст:

Без имени

Литература


Асанов Т. К., Осколкова С. Н., Парпиева А. Р. К вопросу о моральном вреде страдания. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26383074 (дата обращения: 23.05.2018).

Волкова Я. А. Деструктивное общение: к определению понятия // Вестн. ВолГУ. Сер. 2 : Языкознание. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnoe-obschenie-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 25.05.2018).

Запрещенное искусство [Электронный ресурс]. URL: https://artprotest.org/ (дата обращения: 23.05.2018).

Коломыцев С. А. Оскорбление как вид административного правонарушения // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oskorblenie-kak-vid-administrativnogo-pravonarusheniya (дата обращения: 23.05.2018).

Орел Е. В. Искусство под следствием: американский и российский опыт // Художественная специфика и социальный потенциал современного искусства: сб. науч. ст. / ред. Л. А. Закс, Т. А. Круглова. Екатеринбург, 2017. С. 148–185 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30501799 (дата обращения: 23.05.2018).

Панченко В. И. Моральные провокации в искусстве // Этика. Эстетика : учеб. пособие [Электронный ресурс]. URL: http://studbooks.net/61139/etika_i_estetika/moralnoe_provokatsii_v_iskusstve#43 (дата обращения: 23.05.2018).

Провокация: сферы коммуникативного проявления : сб. ст. М., 2016.

Сидорова И. В. Оскорбление как разновидность психического насилия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 28–32.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Эйнгорн Н. К. Этика права: не тождество понятий «моральный вред» и «нравственные страдания» // The International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers “Everything in the name of science!” 30.01.2015. Zurich (Switzerland). Professional scientific publication, ed. dep: Geneva (Switzerland), Minsk (Republic of Belarus), Odessa (Ukraine), St. Petersburg (Russian Federation). 2015. Vol. 2. Р. 253–256.

Art under attack: histories of British iconoclasm [Electronic resource]. URL: http://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/exhibition/art-under-attack-histories-british-iconoclasm (accessed: 15.04.2018).

Balme C. The Affective Public Sphere: Romeo Castellucci’s On the Concept of the Face Regarding the Son of God // Tiyatro Eleştirmenliği ve Dramaturji Bölümü Dergisi Sayi. 2013/ № 22. P. 97–112 [Electronic resource]. URL: http://www.journals.istanbul.edu.tr/iutiyatro/article/view/5000190237 (accessed: 15.05.2018).

Bao Y., Stosch A., Park M., Pöppel E. Complementarity As Generative Principle: A Thought Pattern for Aesthetic Appreciations and Cognitive Appraisals in General // Front Psychol. Vol. 8 [Electronic resource]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28536548 (accessed: 19.05.2018).

Baranik R. The nigger drawings: A Note from New York. Art Monthly // London. 1979. № 29. P. 27–28 [Electronic resource]. URL: https://search.proquest.com/openview/a500943adcfe86e7640aa1f74a905caa/1?pq-origsite=gscholar&cbl=2026363 (accessed: 19.05.2018).

Berleant A. Artists and Morality: Toward an Ethics of Art // Leonardo. 1977. Vol. 10, № 3. P. 195–202.

Black H. [SUBMISSION] Please read & share Hannah Black’s open letter to the curators and staff of the Whitney Biennial: open letter [Electronic resource]. URL: http://blackcontemporaryart.tumblr.com/post/158661755087/submission-please-read-share-hannah-blacks (accessed: 15.04.2018).

Boldrick S., Brubaker L., Clay R. Striking Images. Iconoclasm Past and Present. Routledge, 2013.

Caroll N. Art and Ethical Criticism: An Overview of Recent Directions of Research // Ethics. 2000. Vol. 110, № 2. Р. 350–387 [Electronic resource]. URL: http://www.timothyquigley.net/ipa/carroll-aec.pdf (accessed: 05.03.2018).

Charlesworth J. J. Simplifying art for the sake of politics [Electronic resource]. URL: https://edition.cnn.com/style/article/simplifying-art-for-the-sake-of-politics/index.html (accessed: 17.05.2018).

The Role of Religion in Public Conflicts over the Arts in the Philadelphia Area 1965–1997 / P. DiMaggio, L. Robinson, B. Steensland, W. Cadge [Electronic resource]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/5e27/f3eb352611bca5b029486ae0fb7d9815f3d8.pdf (accessed: 23.05.2018).

Dubin S. C. Arresting Images: Impolitic Art and Uncivil Actions. Routledge, 1994.

Egonsson D. Provocation in Philosophy and Art // The International Journal of Social, Political, and Community Agendas in the Arts. 2015. № 10(3). Р. 27–35 [Electronic resource]. URL: http://portal.research.lu.se/ws/files/3697749/5337595.pdf (accessed: 12.07.2018).

Kennedy L., Patrick С. The Violence of the Image: Photography and International Conflict // I. B. Tauris. 2014.

Latour B., Weibel P. What is Iconoclash or Is there a world beyond the image wars ?// Iconoclash, Beyond the Image-Wars in Science, Religion and Art, ZKM and MIT Press, 2002. P. 14–37.

Macneill P. Ethics and the Arts. Springer, 2014.

Martens W. Human Rights, and the Destructive Communications and Actions of Differentiated Society // Netherlands Journal of Legal Philosophy. 2011. P. 246–259 [Electronic resource]. URL: https://www.elevenjournals.com/tijdschrift/rechtsfilosofieentheorie/2011/3/RenR_1875-2306_2011_040_003_005 (accessed: 23.05.2018).

Mitchell W. J .T. What do pictures want. Chicago, 2005.

Moore K. Whipping up a storm: how Robert Mapplethorpe shocked America [Electronic resource]. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/nov/17/robert-mapplethorpe-the-perfect-moment-25-years-later (accessed: 23.05.2018).

Moscow gallery closes US photography exhibit after protester throws urine [Electronic resource]. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/sep/26/moscow-gallery-jock-sturges-protest-urine (accessed: 19.05.2018).

Pfattheichera S., Kellera J., Knezevicb G. Destroying things for pleasure: On the relation of sadism and vandalism // Personality and Individual Differences. 2018 [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.03.049 (accessed: 05.05.2018).

Pogrebin R., Deb S. Guggenheim Museum Is Criticized for Pulling Animal Artworks [Electronic resource]. URL: https://www.nytimes.com/2017/09/26/arts/design/guggenheim-art-and-china-after-1989-animal-welfare.html (accessed: 17.05.2018).

Sayej N. Chuck Close: how to deal with an artist accused of sexual harassmen [Electronic resource]. URL: thttps://www.theguardian.com/artanddesign/2018/feb/15/chuck-close-art-sexual-harassment-pafa (accessed: 19.05.2018).

Sigmon D. R., Snyder C. R. Offense-Taking: Development and Validation of a Trait Self-Report Measure // Cognitive Therapy & Research. Aug. 2006. Vol. 30, Iss. 4. P. 445–456.

Sloterdijk P. Rage and Time: A Psychopolitical Investigation (Insurrections: Critical Studies in Religion, Politics, and Culture). Columbia University Press, 2012.

Taddeo I. Offending the Sacred: Blasphemous Images and Religious Iconoclasm in Contemporary Western Culture [Electronic resource]. URL: https://thewestnetwork.files.wordpress.com/2016/11/taddeo.pdf (accessed: 19.05.2018).

Tepper S. Not here, not now, not that! Protest over art and culture in America not here, not now, not that! [Electronic resource]. URL: https://www.giarts.org/article/social-nature-offense-and-public-protest-over-art-and-culture (accessed: 20.05.2018).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Каролина-Джоанна Гомес