Макробий А. Ф. Комментарий на «Сновидение Сципиона» (перевод В. Звиревича)

Витольд Титович Звиревич

Аннотация


Из философских сочинений конца Западной Римской империи самыми значительными были произведения латинских авторов, последователей философии Платона и неоплатоников. Феномен западного платонизма и неоплатонизма характеризуется тем, что его сторонники опирались на пифагорейско-платонические идеи, представленные в сюжете сновидения Сципиона из трактата Цицерона «О государстве». Главной фигурой здесь является Макробий Феодосий, который «ввел в научный оборот» этот цицероновский сюжет и сделал его весьма популярным в последующее время, написав «Комментарий на “Сновидение Сципиона”».

О жизни Макробия (V в. н. э.) известно не так уж много. В исследовании М. С. Петровой суммированы все данные о нем и его сочинениях в виде краткой биографии. Комментарий Макробия рассматривается во многих работах – как в российских, так и в зарубежных, и во всех них, как правило, признается неоплатоническая направленность его воззрений. Во всяком случае, В. Х. Шталь замечает, что комментарий на сновидение Сципиона, принадлежащий Макробию, был наиболее важным источником платонизма на латинском Западе в Средние века

Переведенные главы трактата Макробия содержат защиту учения Платона о самодвижении души и опровержение доводов Аристотеля о неподвижности души.

Ключевые слова: душа, движение, Платон, Аристотель.


Полный текст:

Без имени

Литература


нет


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Витольд Титович Звиревич