Трансцендентальный субъект в жизненном мире: от феноменологии Э. Гуссерля к постструктурализму М. Фуко

Юлия Владимировна Циплакова

Аннотация


Статья посвящена концепции человека в поздней феноменологии Э. Гуссерля, в творчестве которого соревновались две тенденции философствования – австрийская и немецкая. Объективизму и эмпирическому человеку естественных наук Гуссерль противопоставлял феноменологическую установку, в которой предметы окружающего мира становятся феноменами проактивного чистого сознания (трансцендентальной субъективности). Для снятия напряжения между естественной установкой и трансцендентальной субъективностью основатель феноменологии вводит понятие жизненного мира, которое позволило ему обосновать коммуникацию с другими субъектами, общество и историю. В статье рассматривается критика феноменологического подхода к человеку со стороны постструктуралистского направления в философии истории (М. Фуко).

Ключевые слова: антропология, жизненный мир, история, кризис науки, постструктурализм, феноменология, феноменологическая редукция, трансцендентальная субъективность, эмпирический субъект.


Полный текст:

Без имени

Литература


Гуссерль Э. Амстердамские доклады II. Феноменологическая психология и трансцендентальная проблема [Электронный ресурс]. URL: http://www.di-mat.ru/gegel-241/amsterdamskie-doklady-ii-fenomenologicheskaya-psihologiya-transcendentalnaya-problema (дата обращения: 15.11.2014).

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб., 2004.

Дьяков А. В. Мишель Фуко и его время. СПб., 2013.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Черепанова Е. С. Философский регион «Австрия»: от теории предмета к экологической катастрофе. Екатеринбург, 1999.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки