Соловецкий камень в г. Архангельске как символ травматической памяти о советских репрессиях: от заявления до забвения

Наталья Васильевна Дранникова

Аннотация


В статье рассматривается процесс формирования памяти о Соловецком камне – памятнике жертвам политических репрессий. Автор статьи опирается на методологию культурной травмы и концепцию культурной памяти и исходит из того, что память имеет социальные рамки. Эмпирическая база исследования была сформирована в период с 2018 по 2023 г. Цель статьи – исследовать, как с помощью Соловецкого камня формировались представления о травматическом советском прошлом. Памятник был установлен по инициативе архангельского общества «Совесть», являвшегося структурным подразделением «Мемориала»*. Он имел важное значение для формирования коллективной идентичности в начале 1990-х гг., но в настоящее время утратил свою роль. Памятник имеет символический код, связанный с работой скорби, является политической заявкой и метафорическим аналогом СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения).

Ключевые слова: Соловецкий камень, память, советские репрессии, травма, Архангельск, ритуал, коммеморация, забвение


* Организация, выполняющая функции иностранного агента.


Полный текст:

PDF

Литература


Александер Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социол. журн. 2012. № 3. С. 5–40.

Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М. : НЛО, 2023.

Ассман А. Забвение истории – одержимость историей. М. : НЛО, 2019.

Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности политика. М. : Языки славянской культуры, 2004.

Буторин М. В. Соловецкий камень: Архангельск. Москва. М. ; Архангельск : Институт управления, 2011.

Вопросы десталинизации жизни общества в преподавании общественных наук и краеведческой работе: метод. разработка / cост. М. В. Буторин, Ю. Ф. Лукин. Архангельск : АГПИ, 1989.

Дейк ван Т. А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М. : Книжный дом «Либроком», 2022.

Дойков Ю. В. Красный террор на Севере: новые архивные документы. Вып. 1. Архангельск : Арханг. обл. ком. по правам человека, 1993.

Дранникова Н. В. Архангельское село Лявля как место массового уничтожения людей: между историей и мифом // Антропол. форум. 2024. № 61. С. 194–218.

Дранникова Н. В. «Нас везли целый месяц в телячьих вагонах»: воспоминания потомков спецпереселенцев в повествовательной традиции архангелогородцев // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2019. № 3(180). С. 8–16.

Зерубавель Я. Динамика памяти // Ab Imperio. 2004. № 3. С. 71–90.

Карут К. Травма, время и история // Травма: пункты : сб. ст. / сост. С. А. Ушакин, Е. Г. Трубина. М. : НЛО, 2009. С. 561–581.

Малинова О. Ю., Миллер А. И., Пахалюк К. А. Региональный аспект политики памяти в России // Новое прошлое / The New Past. 2022. № 2. С. 112–136.

Олик Дж. Коллективная память: две культуры // Историческая экспертиза. 2018. № 4 (17). С. 22–49.

Правда Севера. 1990. 13 июля. С. 2; 22 июля. C. 12; 28 авг. C. 4; 5 сент. С. 3; 16 сент. С. 6; 27 сент. C. 3; 1992, 13 окт. С. 1.

Сантнер Э. История по ту сторону принципа наслаждения: Размышления о репрезентации травмы // Травма: пункты : сб. ст. / сост. С. А. Ушакин, Е. Г. Трубина. М. : НЛО, 2009. С. 389–407.

Сантино Дж. Перформативные коммеморативы: спонтанные святилища и публичная мемориализация смерти // Фольклор и антропология города. 2019. Т. 2, № 1–2. С. 14–26.

Соловецкий камень – памятник убийцам, ворам, хулиганам, спекулянтам и предателям Родины // LiveJournal. 2015. 18 дек. URL: https://pontokot.livejournal.com/590619.html?ysclid=lvp8php7y3518729678 (дата обращения: 15.09.2024).

У «Соловецкого камня» разместили информацию о количестве репрессированных // ИА Красная Весна. 2019. 4 сент. URL: https://rossaprimavera.ru/news/65396a9a (дата обращения: 15.09.2024).

Устав Международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество» // Международный мемориал. URL: https://www.memo.ru/media/filer_public/b7/55/b755c2b8-e394-42ce-87aa-ddf242f49247/ustav_mm-opt_1.pdf (дата обращения: 15.09.2024).

Ушакин С. А. Вместо утраты: материализация памяти и герменевтика боли в провинциальной России // Травма: пункты : сб. ст. / сост. С. А. Ушакин, Е. Г. Трубина. М. : НЛО, 2009. С. 306–345.

Фуко М. «Нужно защищать общество». Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975–1976 учебном году. СПб. : Наука, 2005.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М. : Новое издательство, 2007.

Шагоян Г. А., Гучинова Э.-Б. М. Языки описания национальных депортаций на Кавказе. Введение к специальной теме номера // Сиб. ист. исслед. 2023. № 4. С. 134–143.

Эткинд А. Кривое горе: память о непогребенных. М. : НЛО, 2024

Bogumil Z., Voronina T. More than Alive: The Dead, Orthodoxy and Remembrance in Post-Soviet Russia. Berlin : Peter Lang, 2023.

Goldberg A. An Interview with Professor Dominick LaCapra. Cornell University. // Shoah Resource Center. 1998. June 9. URL: yad-vashem.org.il/odot_pdf/Microsoft%20Word%20-%203648.pdf (accessed: 20.12.2024).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2025 Наталья Васильевна Дранникова