Память о перестройке в нарративах российских учебников истории
Аннотация
Цель данной статьи – изучение особенностей трансформации памяти о перестройке в образовательном дискурсе России. На основе контент-анализа учебников и учебной литературы анализируется динамика интерпретативных стратегий о перестройке и о личности М. С. Горбачева в контексте эволюции исторической политики государства и трансформации массового исторического сознания в период 2000–2024 гг. Эволюция исторической политики в 2000-е и 2010-е гг., а также смена акцентов государства как актора исторической политики способствовали возвращению положительных аспектов советского исторического опыта, что все более превращало память о перестройке в отрицательный пример в дискуссиях о необходимости широких модернизационных реформ в России. Проведенный контент-анализ выявил факт постепенной трансформации стратегий интерпретации перестройки в российских учебниках, где на смену критически-нейтральным и фактографическим интерпретациям событий перестройки приходят негативно-критические интерпретации, актуализирующие дискурс переоценки и исторической ответственности. Было выявлено, что данная трансформация происходила на фоне доминирования устойчиво негативной оценки исторических событий 1985–1991 гг. в массовом историческом сознании, где реформы эпохи перестройки выступают не самой желаемой стратегией решения проблем СССР.
Ключевые слова
Полный текст:
Без имениЛитература
Беклямишев В. О. «Назад в будущее»: образы модернизационных реформ в коллективной памяти россиян // Управленческое консультирование. 2017. № 2. С. 95–102.
Бубнов А. Ю., Савельева М. А. Анализ смысловой структуры российских медиадискуссий о личности М. С. Горбачева как одного из маркеров памяти о распаде СССР (по материалам онлайн-платформ TELEGRAM и YOUTUBE) // Союз Советских Социалистических Республик как историко-культурный феномен: национально-государственное строительство: докл. 4-й Международ. науч.-практ. конф., посв. 100-летию образования СССР (Россия, Москва, 20 декабря 2022 г.). М. : Московский Политех, 2022. С. 191–196.
ВЦИОМ: Михаил Горбачев : эпитафия. 31.08.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mikhail-gorbachev-ehpitafija (дата обращения: 24.12.2024).
Дмитренко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества, XX век. 11 кл. : пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М. : Дрофа, 2002.
Долуцкий И. И. Отечественная история, XX век: учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений. М. : Мнемозина, 1996. Ч. 2.
Загладин Н. В., Петров Ю. А. История. Конец XIX – начало XXI века : учеб. для 11 класса общеобразоват. учреждений. Базовый уровень. М. : ООО «Русское слово», 2014.
Измозик В. С., Рудник С. Н. История России. 11 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. М. : Вентана-Граф, 2013.
Историческая память о Перестройке: учителя-современники и глубинное интервью / Е .Р. Забуга, А. Н. Зубова, И. Д. Кравчук, Е. В. Осипов, И. К. Шимин // Ветер перестройки, 2021: сб. материалов первой Всерос. науч. конф. Редколлегия: А. Д. Матлин (отв. ред.), А. А. Голдовский, Д. К. Дьяченко, Е. В. Полякова, А. О. Смирнова, П. А. Шашонков. СПб. : ООО «Скифия-принт», 2022. С. 223–227.
История России XX – нач. XXI века: учеб. для 11 класса общеобразоват. учреждений / Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. М. : ООО ТИД «Русское слово – РС», 2007.
История России, 1945–2008 гг. 11 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / под ред А. А. Данилова. М. : Просвещение, 2009.
История России, XX – начало XXI века. 9 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. В. Журавлев, А. П. Ненароков, А. Т. Степанищев. М. : Дрофа, 2010.
История России, XX век: учеб. кн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М. : Просвещение, 1995.
История России. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: в 3 ч. Ч. 3 / М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, А. В. Торкунов. М. : Просвещение, 2016.
Как в России отреагировали на смерть Горбачева // РБК. 31.08.2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/31/08/2022/630ef6029a79472c6f86cc97 (дата обращения: 24.12.2024).
Левада-центр: Непересмотренная перестройка. Пресс-выпуск 23.04.2019. URL: https://www.levada.ru/2019/04/23/neperesmotrennaya-perestrojka/ (признан в РФ иностранным агентом) (дата обращения: 24.12.2024).
Левада-центр: Перестройка: больше пользы или вреда…? Пресс-выпуск 21.04.2005. URL: https://www.levada.ru/2005/04/21/perestrojka-bolshe-polzy-ili-vreda/ (признан в РФ иностранным агентом) (дата обращения: 24.12.2024).
Левада-центр: Эпоха Брежнева и перестройка Горбачева. Пресс-выпуск. 27.01.2010. URL: https://www.levada.ru/2010/01/27/epoha-brezhneva-i-perestrojka-gorbacheva/ (признан в РФ иностранным агентом) (дата обращения: 24.12.2024).
Левандовский А. А. История России, XX – начало XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. М. : Просвещение, 2013.
Малинова О. Ю. Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: сравнительный анализ соперничающих нарративов // Полис. Политические исследования. 2018б. № 2. С. 37–56.
https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.04
Малинова О. Ю. Обоснование политики 2000-х годов в дискурсе В. В. Путина и формирование мифа о «лихих девяностых» // Политическая наука. 2018а. № 3. С.45–69.
Мединский В. Р., Торкунов А. В. История. История России 1945 год – начало XXI века. 11-й класс: учеб. Базовый уровень. М. : Просвещение, 2023.
Миллер А. И. Историческая политика в России: новый поворот? // Историческая политика в XXI веке / под ред. А. Миллера, М. Липмана. М. : Новое лит. обозрение, 2012. С. 328–368.
Миллер А. И. Политика памяти в России: роль экспертных сообществ // Символическая политика. Политические функции мифов : сб. науч. тр. Вып. 3. М. : ИНИОН РАН, 2015. С. 210–236.
Овчинников А. В. Национализм: кто виноват и что делать? (взгляд из Татарстана) // Власть. 2011. № 7. С. 22–27.
От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян. М. : ВЦИОМ, 2007.
Путин В. Распад СССР – крупнейшая геополитическая катастрофа века. 2005. URL: https://regnum.ru/news/444083 (дата обращения: 24.12.2024).
Реут О. Ч., Тетеревлева Т. П. Репрезентации перестройки в протестном дискурсе российского сегмента Интернета // Символическая политика : сб. науч. тр. / под ред. О. Ю. Малиновой. Вып. 2. Споры о прошлом как проектирование будущего. М. : ИНИОН РАН, 2014. С. 146–163.
Садовски Я. Перестройка: эскиз к портрету эпохи в социальной памяти россиян // Slavia Orientalis. 2019. № 1. С. 101–121. DOI: 10.24425/slo.2019.126549
Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. URL: http://vivovoco.ibmhmsk.su/VV/JOURNAL/NEWHIST/HIMEM.HTM (дата обращения: 24.12.2024).
Фом-мем: историческая память о становлении новой России. М. : ФОМ, 2010.
Шумкова Н. В., Федякшина К. В. Эпоха перестройки в исторической памяти современной молодежи (на примере молодежи г. Саранска) // Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, посв. 15-летию ГКУ РМ «НСЦЭМ». Саранск : Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», 2017. С. 213–217.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2024 Андрей Александрович Линченко