Практики и технологии отмены в цифровом пространстве: символические коды интернет-мемов и хештегов о религии

Ольга Михайловна Фархитдинова

Аннотация


Мемификация и хештегирование в их функциональном назначении рассматриваются как следствия распространения технологий визуализации коллективной памяти. Теоретические рамки статьи обусловлены научными подходами М. Хальбвакса, Дж. Олика, С. И. Каспэ. Предложен анализ практик отмены коллективной памяти в цифровом пространстве на примере разбора образно-смысловых (интернет-мемов о традиционных религиях) и лингвистически-смысловых компонентов (хештегов о религии) в цифровом пространстве. Сделаны выводы о том, что оцифровка традиционных символов приводит к формированию совокупности новых форм; гибридизация традиционных символов способствует формированию цифровых повествований и созданию «новой» онтологии религии; распространение цифровых интерпретаций связано с порождением дополнительных сред присутствия религиозного смысла, евангеликализмом как социокультурным источником «культуры отмены».   


Ключевые слова


хештеги и мемы о религии; гибридизация традиционных символов; цифровые повествования о религии; «новая» онтология религии

Полный текст:

Без имени

Литература


Александер Дж. Модерн, анти-, пост-, и нео-: как интеллектуалы объясняют «наше время» // Смыслы социальной жизни. Культурсоциология. М. : Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. С. 505–600.

Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое лит. обозрение, 2014. 328 с.

Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

Аутсорсинг политических суждений: проблемы коммуникации на цифровых платформах / под. ред. Л. В. Сморгунова. М. : Полит. энцикл. (РОССПЭН), 2021. 310 с.

Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 344 с.

Ворошилова М. Б., Тиллоева С. М. Статус хештега в модели креолизованного текста // Полит. лингвистика. 2022. № 6(96). С. 46–52.

Ле Гофф Ж. История и память / пер. с фр. К. 3. Акопяна. М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2013. 303 с.

Нора П. Проблематика мест памяти. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17–50.

Патцельт В. Й. Гены, мемы и знаки // Метод. 2018. Вып. 8. С. 85–211.

Редин Ф. Д. Опыт сравнительного исследования религиозно-ориентированных интернет-мемов (на материалах сообществ в социальной сети «ВКонтакте» // Вестн. Вят. гос. ун-та. 2022. № 4(146). С. 76–89.

Рябова М. Э. Мем-культура и ее воздействие на развитие современного общества // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия : Философские науки. 2023. № 1. С. 126.

Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М. : Ин-т языкознания РАН, 2005. 220 с.

Федорченко С. Н. Власть алгоритма: технологии легитимации политических режимов в условиях цифровизации : монография. М. : Проспект, 2023. 480 с.

Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномены интернет-коммуникации // Филология. 2012. Вып. 3. С. 160–172.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. Ст. С. Н. Зенкина. М. : Новое изд-во, 2007. 348 с.

Olick J. K. Between Chaos and Diversity: Is Social Memory Studies a Field? // International Journal of Politics Culture and Society. 2009. Vol. 22. P. 249–252. https://doi.org/10.1007/s10767-009-9059-7


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2024 Ольга Михайловна Фархитдинова