Киностудия как институт памяти о войне? «Авторитетные зрители» и советское производство культурной травмы (1960–1980-е гг.)

Алексей Федорович Павловский

Аннотация


Институциональный подход в memory studies предполагает изучение устойчивых организационных структур, ответственных за производство культурной памяти. Обращаясь к проблеме позднесоветских институтов памяти о Великой Отечественной войне в 1960–1980-е гг., автор рассматривает киностудию на примере «Ленфильма» как особый институт памяти и культурной травмы войны. Основываясь на институциональных источниках (сценарные дела, художественные советы и др.), автор предлагает изучать производство советских фильмов о войне как взаимодействие сложной системы конфликтующих «авторитетных зрителей», обладавших (относительной) автономией, функциями и разным типом авторитета в суждении о прошлом – «властью памяти». Автор обосновывает типологию такой «власти памяти» («власть автора», «власть студии», «власть культурной бюрократии», «власть партии», «власть военных», «власть цеха», «власть медиа») и суммирует основные свойства, присущие системе культурного производства и влиявшие на кинопамять о войне в «долгие 1970-е» – ее стабильность, «институциональную непрозрачность», «постоянство торга», дублирование партийно-бюрократического контроля, оспаривание и защиту «автономии автора».


Ключевые слова


институт памяти; культурная травма; культурная память; Великая Отечественная война; блокада Ленинграда; советское кино; «Ленфильм»

Полный текст:

Без имени

Литература


Александер Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социол. журн. 2012. № 3. С. 6–40.

Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Б. Хлебникова. М. : Новое лит. обозрение, 2014.

Болтунова Е. М., Егорова Г. С. Территория и история: позднесоветские проекты «Города-герои» и «Золотое кольцо». М. : Кучково поле, 2022.

Бурдье П. Поле литературы // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб. : Алетейя, 2005. С. 365–473.

Воронина Т. Помнить по-нашему: соцреалистический историзм и блокада Ленинграда. М. : Новое лит. обозрение, 2018.

Герман: Интервью. Эссе. Сценарий. Книга Антона Долина. 3-е изд. М. : Новое лит. обозрение, 2018.

Данелия Г. Безбилетный пассажир. URL: http://guberman.lib.ru/gdbp/007.htm (дата обращения: 31.10.2023).

Кисунько В. Г. О героическом стиле эпохи и «формах времени». Статья вторая // Искусство кино.1978. № 10. С. 124–139.

Кураев М. Н. «Ленфильм» был!.. Из записок беглого кинематографиста. СПб. : Петрополис, 2020.

Мельникова Е. А. Руками народа: следопытское движение 1960–1980-х гг. в СССР // Антрополог. форум. 2018. № 37. С. 20–53.

Молдавский Д. М. Снег и Время: записки литератора. Л. : Сов. писатель, 1989.

Павленок Б. В. Кино. Легенды и быль: Воспоминания. Размышления. М. : Галерия, 2004. URL: http://www.lib.ru/MEMUARY/PAWLENOK/kino.txt (дата обращения: 31.10.2023).

Павловская А. Ю. Блокадный архив Ленинградского отделения Института истории ВКП(б) и влияние исторического авангардизма // Неприкосновенный запас. 2019. № 6. С. 104–118.

Павловский А. Ф. «Большой радиус» блокады Ленинграда: множественная транслокальность и культурная память о Великой Отечественной войне в 1960–1980-е гг. // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 2. С. 213–226.

Сталинградская битва: свидетельства участников и очевидцев / пер. с нем. К. Левинсона; отв. ред. Й. Хелльбек; послесл. И. Калинина. М. : Новое лит. обозрение, 2015.

Фомин В. И. Кино и власть. Советское кино: 1965–1985 годы. М.: Материк, 1996.

Фомин В. И. История российской кинематографии (1941–1968 гг.). М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019.

Фрижетта Гукасян: профессия киноредактор – цензор, соавтор, недостающее звено? // Искусство кино. URL: https://kinoart.ru/texts/frizhetta-gukasyan-professiya-kinoredaktor (дата обращения: 28.10.2023).

Edele M. Soviet Veterans of World War II: A Popular Movement in an Authoritarian Society, 1941–1991. Oxford : Oxford University Press, 2009.

Kelly С. Soviet Art House: Lenfilm Studio under Brezhnev. Oxford : Oxford University Press, 2021.

Merridale С. Night of Stone: Death and Memory in Twentieth-Century Russia. New York : Penguin Books, 2002.

Tumarkin N. The Living and the Dead: The Rise and Fall of the Cult of World War II in Russia. New York : Basic Books, 1994.

Wachter A. The Last Heroes of Leningrad: Coping Strategies of Siege Survivors in Soviet and Post-Soviet Society. Göttingen : V& R Unipress, 2022.

Youngblood D. Russian War Films: On the Cinema Front, 1914–2005. Lawrence : University Press of Kansas, 2006.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Алексей Федорович Павловский