Военные коммеморации Русской православной церкви как механизм конструирования гражданской религии в современной России

Роман Юрьевич Батищев

Аннотация


В статье рассматриваются военные коммеморации и мемориальные практики Русской православной церкви в контексте формирования гражданской религии в современной России. Подчеркивается, что отношения армии и церкви в наибольшей степени институциализированы, в том числе по вопросам политики памяти. Рассматриваются факторы, обусловливающие центральное место образов войны в исторических репрезентациях, в том числе религиозных акторов. Выделяется основная специфика представления войн прошлого в рамках религиозного дискурса.

Ключевые слова: гражданская религия, Русская православная церковь, военные коммеморации, политика памяти, военная история


Ключевые слова


гражданская религия, Русская православная церковь, военные коммеморации, политика памяти, военная история

Полный текст:

PDF

Литература


Аникин Д. А. Память о Великой Отечественной войне как символический ресурс: особенности функционирования в религиозном сообществе // Studia Humanitatis. 2020. № 1. 24 с.

Батищев Р. Ю., Беляев Е. В., Линченко А. А. Русская православная церковь как актор современной политики памяти: дискурс канонизации // Studia Humanitatis. 2018. № 1. 23 с.

Воронович А. А. Интернационалистский сепаратизм и историческая политика в непризнанных республиках Приднестровья и Донбасса // Методологические вопросы изучения политики памяти : сб. науч. тр. М. : О-во с ограничен. ответственностью «Нестор-История», 2018. С. 127–143.

Донцев С. П. Политика памяти в контексте институциональных взаимодействий Русской православной церкви и государства в современной России // Политическая наука. 2018. № 3. С. 110–128. doi: 10.31249/poln/2018.03.05

Жердева Ю. А. Российские военные коммеморации в поздней Османской империи (1878–1918): политическая практика и культурный миф // Конструктивные и деструктивные формы мифологизации социальной памяти в прошлом и настоящем : сб. ст. и тез. докл. Международ. науч. конф. Тамбов, 2015. С. 92–98.

Ларюэль М. Столетие 1917 в России: Двойственная историческая политика государства и захват исторического рынка церковью // Историческая экспертиза. 2019. № 1. С. 13–38.

Николаи Ф. В., Кобылин И. И. Американские trauma studies и пределы их транзитивности в России // Логос: философ.-лит. журн. 2017. № 5(120). С. 115–136.

Разумова И. А. Деятельность Русской православной церкви по увековечиванию памяти погибших моряков «Курска» // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2016. № 5(158). С. 7–12.

Рождественская Е., Семенова В. Социальная память как объект социологического изучения // INTER. 2011. № 6. С. 32–33.

Тесля А. А. Как менялась память о Второй мировой войне // Эксперт. 2020. № 18–20. С. 97–101.

Cultural Trauma and Collective Identity / Jeffrey C. Alexander, Ron Eyerman, Bernhard Giesen, Neil J. Smelser, and Piotr Sztompka. Berkeley, CA, and London, UK : University of California Press, 2004. 304 р. doi: 10.13140/RG.2.2.14178.84166

Moss G. L. Fallen soldiers: Reshaping the Memory of the World Wars. Oxford, New York: Oxford University Press, 1990. 276 р.

Mouffe C. Agonistics: Thinking the World Politically. London : Verso, 2013. 149 р.

Winter J. Sites of Memory, Sites of Mourning: The Great War in European Cultural History. Cambridge: Cambridge UP, 1999. 310 р. doi: 10.1017/CBO9781107589087


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Роман Юрьевич Батищев