Моральная проработка коллективной травмы (на материале беларусского* протеста 2020–2021 гг.)

Елена Валериевна Беляева

Аннотация


Статья посвящена осмыслению коллективной травмы беларусского общества, полученной в ходе общественных протестов против фальсификации президентских выборов 2020–2021 гг., и ее моральной проработки, которая происходит вне зависимости от политического развития событий. Моральная проработка травмы направлена на восстановление нравственных ценностей и социальных практик их реализации. К таким ценностям относятся абсолютная ценность человеческой жизни, правдивость, ненасилие, солидарность, бесстрашие, справедливость, доверие. Заранее создаются нарративы
и интерпретации, делающие возможными последующие модели примирения, реализующие позитивную ответственность за прошлое, настоящее и будущее своей страны.


Ключевые слова


коллективная травма, историческая травма, моральная травма, проработка травмы, протесты в Беларуси — 2020

Полный текст:

Без имени

Литература


Александер Дж. Смыслы социальной жизни: культурсоциология. М. : Праксис, 2013. 640 с.

Аникин Д. А. Травматизация прошлого: методология исследования и основные подходы // Studia Humanitatis: Международ. электрон. науч. журн. 2018. № 4. URL: http://st-hum.ru/content/anikin-da-travmatizaciya-proshlogo-metodologiya-issledovaniya-i-osnovnye-podhody (дата обращения: 24.04.2021).

Аникин Д. А., Головашина О. В. Травмы культурной памяти: концептуальный анализ и методологические основания исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 425. С. 78–84.

Браточкин А. Культурная травма и медиа // Гефтер. URL: http://gefter.ru/archive/15301 (дата обращения: 11.04.2021).

Витковский С. Facebook. URL: https://www.facebook.com/DeadChopin (дата обращения: 11.04.2021).

Лашук И. В. Ценностная трансформация современного белорусского общества (по результатам социологических исследований) // Социология. 2021. № 1. С. 90–99.

Линченко А. А. Историческое сознание и стратегии детравматизации исторической культуры в современном мире // Studia Humanitatis. 2019. № 4. URL: http://st-hum.ru/sites/st-hum.ru/files/pdf/linchenko_1.pdf (дата обращения: 02.05.2021).

Переживание // Глоссарий. Психологический словарь. URL: https://bit.ly/3dQsxoN (дата обращения: 02.05.2021).

Протесты в Белоруссии (2020–2021) // Википедия. URL: https://bit.ly/3aGVWQi (дата обращения: 30.03.2021).

Сыров В. Н. К проблеме изучения травмы: опыт одного анализа // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 435. С. 66–74.

Ушакин С. «Нам этой болью дышать?»: О травме, памяти и сообществах // Травма: пункты / под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной. М. : НЛО, 2009. С. 5–41.

Штомпка П. Социальные изменения как травма // Социол. исслед. 2001. № 1. С. 6–16.

Щитцова Т. В. Политический антагонизм в Беларуси и условия его преодоления // Наше мнение. URL: https://nmnby.eu/news/analytics/7349.html?fbclid=IwAR3XES9tr9IW2yr4L65iETEV2OrCAWEJMVe89S2_gR50S_hAR6xdinkPUmo (дата обращения: 30.03.2021).

Эппле Н. Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах. М. : Новое лит. обозрение, 2020. 576 с.

La Capra D. History and Its Limits. Human, Animal, Violance. Ithasa and London : Cornell University press, 2009. 248 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Елена Валериевна Беляева