«Метаистория» Х. Уайта и социальные условия исторической ответственности
Аннотация
В статье рассматриваются возможности применения модели «Метаистории» Х. Уайта для анализа социальных условий исторической ответственности. Автор кратко представляет свою интерпретацию исторической ответственности, затем, с опорой на идеи П. Бурдье и М. Фуко, обосновывает способность нарратива определять социальные практики. Демонстрируя риторические приемы, используемые акторами политики памяти и общественными активистами, автор показывает, что взгляды Уайта можно применить для анализа не только исторических текстов, но и исторической памяти, исторической ответственности.
Ключевые слова
Полный текст:
Без имениЛитература
Бордюгов Г. А. «Войны памяти» на постсоветском пространстве. М. : АИРО-ХХI, 2011.
Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2007.
Герасимчик В. «Война памяти». Как изменилось восприятие общей истории гражданами постсоветских стран // Евразия-эксперт. 2018. URL: https://eurasia.expert/voyna-pamyati-kak-izmenilos-vospriyatie-obshchey-istorii-grazhdanami-postsovetskikh-stran/ (дата обращения: 19.10.2020).
Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. С. 198–235.
Жителей Рассказово пугает стела «Скорбящая мать» // Информационное агентство «Онлайн Тамбов.ру» : [сайт]. 08.08.2015. URL: https://goo.gl/N6LNgj (дата обращения: 11.03.2021).
Колодий Н. А. Лабиринт памяти – места памяти – война памяти: опыт истолкования // Вестник наук Сибири. 2013. № 1 (7). С. 240–245.
Кукарцева М. А. Хейден Уайт и практика исторических исследований XX века // Диалог со временем. 2008. М., 2008. С. 8–34.
Можно ли остановить «войну памятников» в Европе // РИА Новости. URL: http://pda.rian.ru/analytics/20071102/86273530.html (дата обращения: 19.10.2020).
На Тамбовщине вместо «скорбящей матери» скульптур изобразил приведение // Конт [сайт]. 09.11.2015. URL: https://goo.gl/hPb54q (дата обращения: 11.03.2021).
Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2000.
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М. : Касталь, 1996.
Bourdieu P. In Other Words: Essays Towards Reflexive Sociology. Stanford : Stanford University Press, 1990.
Colob Е. The Irony of Nigilism // History and Theory. 1980. Vol. 19 (4). P. 55–65.
Hunter I. Hayden White’s Philosophical History // New Literary History. 2014. Vol. 45, № 3. P. 331–358.
Hunter I. The History of Theory // Critical Inquiry. 2006. Vol. 33, № 1. P. 78–112.
Levitt N. The Colonization of the Past and the Archeology of the Future // Fagan G. Archaeological Fantasies: How Pseudoarchaeology Misrepresents the Past. London ; New York : Routledge, 2006. P. 259–286.
White H. The Value of Narrativity in the Representation of Reality // Critical Inquiry. 1980. Vol. 7, № 1. P. 5–27.
Young I. M. Political Responsibility and Structural Justice // The Lindley Lecture. 2003. Vol. 41. URL: https://kuscholarworks.ku.edu/bitstream/handle/1808/12416/Political%20Responsibility%20and%20Structural%20Injustice-2003.pdf?sequence=1&isAllowed=y (mode of access: 04.09.2020).
Young I. M. Responsibility and Global Justice: A Social Connection Model // Anales de la Cátedra Francisco Suárez. 2005. № 39. Р. 709–726.
Young I. M. Responsibility and Global Labor Justice // The Journal of Political Philosophy. 2004. Vol. 12, № 4. P. 365–388.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2021 Оксана Владимировна Головашина