Ключевые понятия исторической дидактики и исторического обучения в межкультурной перспективе: обзор международной научной конференции (г. Грац, 11–14 ноября 2020 г.)

Андрей Александрович Линченко

Аннотация


Статья представляет собой обзор основных теоретических дискуссий международной научной конференции по исторической дидактике, состоявшейся в Университете города Грац (Австрия) в конце 2020 г. Итоги работы конференции указывают на наличие трансформационных процессов, происходящих в исторической дидактике, что справедливо в отношении как ее базовых понятий (историческое сознание, историческое мышление, историческая культура), так и методов преподавания истории. Основными тенденциями данной трансформации могут быть названы центральная роль вопросов межкультурного диалога и познания на уроках истории, всестороннее использование цифровой среды в преподавании истории,
миграционный фокус исторического образования и широкое распространение этической проблематики, истории повседневности на уроках истории. Было замечено, что все перечисленные аспекты соотносимы
с тенденциями развития современных memory studies, что рождает надежду на дальнейшее соотношение и взаимное обогащение двух дискурсов.


Ключевые слова


историческое сознание; историческое мышление; историческая культура; историческая дидактика; этика истории

Полный текст:

Без имени

Литература


Geschichtsdidaktische Theoriebildung zwischen Lebenswelt und Wissenschaft, 19–20 März. 2018. Workshop Papiere.

Bielefeld, 2018. 32 s.

Jeismann K.-E. Geschichtsbewußtsein als zentrale Kategorie der Geschichtsdidaktik // Geschichtsbewußtsein und historisch-politisches Lernen / Schneider, Gerhard (Hrsg.). Pfaffenweiler : Centaurus, 1988. S. 1–24.

Palgrave Handbook of research in historical culture and education / ed. by M. Carretero, S. Berger, M. Grever. Basingstoke, England : Palgrave Macmillan, 2017. 856 p.

Rüsen J. Historische Orientierung: Über die Arbeit des Geschichtsbewußtseins, sich in der Zeit zurechtzufinden. Köln : Böhlau, 1994. 302 s.

Rüsen J. Historical consciousness: Narrative Structure, Moral function, and Ontogenetic Development // Theorizing historical consciousness. Toronto : University of Toronto Press, 2004. 240 р.

Schönemann B. Geschichtsdidaktik und Geschichtskultur. Geschichtskultur: Theorie — Empirie — Pragmatik / B. Mütter, B. Schönemann, U. Uffelmann (Hrsg.). Weinheim : Deutscher Studien Verlag, 2000. 368 s.

The Graz conference. Historical consciousness. Historical thinking. Historical culture. Core concepts of history didactics and historical education in intercultural perspectives reflections on achievements — challenges for the new generation, 11th–14th November 2020, University of Graz, Austria. Graz : Graz University Press, 2020. 130 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Андрей Александрович Линченко