Социальная структура прошлого: индивидуальная и коллективная память

Светлана Геннадиевна Доронина

Аннотация


DOI 10.15826/tetm.2020.1-2.004

В статье исследуется социальное измерение исторической памяти, а также эксплицируется социально-психологический контекст коллективных и индивидуальных воспоминаний, степень влияния которого на локальные сообщества зависит от формы запоминания, селекции воспоминаний и техник социальной меморизации. Следуя за идеями американского когнитивного социолога Е. Зарубевеля, автор определяет специфику коллективной и индивидуальной памяти, а также ее связь с устойчивыми формальными структурами исторического повествования, благодаря которым воспоминания становятся транзитивными. В исследовании автор использует феноменологический подход, основанный на социологии памяти и историографических методах.

Для цитирования: Доронина С. Г. Социальная структура прошлого: индивидуальная и коллективная память // Tempus et Memoria. 2020. Т. 1. № 1–2. С. 36–43.

Поступила в редакцию: 31.08.2020

Принята к печати: 30.10.2020


Ключевые слова


индивидуальная память; коллективная память; историческая память; социальная меморизация; исторический нарратив; формальные структуры; социальные фильтры

Полный текст:

Без имени

Литература


Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. М. : Европа, 2007.

Васильев А. Г. Места памяти // Теория и методология исторической науки / под. ред. О. В. Воробьева. М. : Аквилон, 2016. С. 263–267.

Васильев А. Г. Традиция и культурная память в контексте социальных инноваций // Человек и культура. 2015. № 1. С. 79–91.

Доронина С. Г. Социальная структура прошлого // Интеллектуальная культура Беларуси: когнитивный и прогностический потенциал социально-философского знания : материалы Четвертой международ. науч. конф. : в 2 т.,

Минск, 14–15 ноября 2019 г. / редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. Минск : Четыре четверти, 2019. Т. 2. С. 76–79.

Евароўскі В. Б. Нацыянальная філасофія Беларусі: тэорыя, архелогія, гісторыя, генеалогія, школа : дис. … канд.

филос. наук. Мінск : Беларуская навука, 2014.

Капитонова Т. А., Белокрылова В. А., Никитина Ю. Ф. Исследования исторической памяти: динамика индивидуального и коллективного начал : материалы международ. науч. конф. и Х науч.-теорет. семинара, Минск, 17–18 мая 2016 г. : в 2 ч. / науч. ред. совет: А. В. Данильченко [и др.]. Минск : БГУ, 2016. Ч. 2. С. 591–594.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление / пер. с фр. В. Иванова. М. : Республика, 1994.

Меггил А. Историческая эпистемология / пер. с англ. М. Кукарцевой и др. М. : Канон+ : РООИ Реабилитация, 2007.

Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3. С. 391–403.

Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности : коллектив. моногр. / под. ред. Л. П. Репиной. М. : Аквилон, 2020.

Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания. М. : ГУ ВШЭ, 2003.

Fivush R., Haden C., Reese E. Remembering, Recounting, and Reminiscing: The Development of Autobiographical Memory in Social Context // Rubin D. C. Remembering Our Past : Studies in Autobiographical Memory. Cambridge : Cambridge University Press, 1996. P. 341–358.

Graham G. The Shape of the Past: A Philosophical Approach to History. Oxford : Oxford University Press, 1997.

Halbwachs M. The Collective Memory. N. Y. : Harper and Row, 1980.

Hirst W., Manier D. Remembering as Communication: A Family Recounts Its Past // Rubin D. C. (Ed.) Remembering Our Past: Studies in Autobiographical Memory. Cambridge, 1996. P. 271–290.

Kubler G. The Shape of Time. New Haven, Conn. : Yale University Press, 1962.

Lasch C. The True and Only Heaven: Progress and Its Critics. N. Y. : W. W. Norton, 1991.

Loftus E. Illusions of Memory // Proceedings of the American Philosophical Society. 1998. March. Vol. 142 (1). P. 60–73.

Mandler J. M. Stories, Scripts, and Scenes: Aspects of Schema Theory. Hillsdale, N. J. : Lawrence Erlbaum, 1984.

Sorokin P. A. Sociocultural Causality, Space, Time. A Study of Referential Principles of Sociology and Social Science. Durham, North Carolina : Duke University Press, 1943.

Gould S. J. Wonderful Life: The Burgess Shale and the Nature of History. N. Y. : W. W. Norton, 1989.

Zerubavel E. Social Mindscapes: An Invitation to Cognitive Sociology. Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1997.

Zerubavel E. Personal Information and Social Life // Symbolic Interaction. 1982. Vol. 5(1). P. 104–105.

References

Ankersmit, F. R. (2007). Vozvyshennyi istoricheskii opyt [A Magical Historical Experience]. Moscow: Evropa.

Vasil’ev, A. G. (2016). Mesta pamyati [Places of Memory]. In O. V. Vorob’eva, Teoriya i metodologiya istoricheskoi nauki, 263–267. Moscow: Akvilon.

Vasil’ev, A. G. (2014). Traditsiya i kul’turnaya pamyat’ v kontekste sotsial’nykh innovatsii [Tradition and Cultural Memory in the Context of Social Innovation]. Chelovek i kul’tura, 1, 79–91.

Doronina, S. G. (2019). Sotsial’naya struktura proshlogo [Social Structure of the Past]. In A. A. Lazarevich (ed.), Intellektual’naya kul’tura Belarusi: kognitivnyi i prognosticheskii potentsial sotsial’no-filosofskogo znaniya: materialy Chetvertaya mezhdunarodnaya konferentsiya: v 2 t., Minsk, 14–15 noyabrya 2019, 2, 76–79. Minsk: Chetyre chetverti.

Evaroўskі, V. B. (2014). Natsyyanal’naya fіlasofіya Belarusі: teoryya, arkhelogіya, gіstoryya, genealogіya, shkola [National Philosophy of Belarus: Theory, Archeology, History, Genealogy, School]. Mіnsk: Belaruskaya navuka.

Kapitonova, T. A., Belokrylova, V. A., Nikitina, Yu. F. (2016). Issledovaniya istoricheskoi pamyati: dinamika individual’nogo i kollektivnogo nachal [Historical Memory Studies: Dynamics of Individual and Collective Beginnings]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii i Kh nauchno-teoreticheskogo seminara. Minsk, 17–18 maya 2016: v 2-kh ch., 2, 591–594. Minsk: BGU.

Levi-Stross, K. (1994). Pervobytnoe myshlenie [Primitive Thinking]. Moscow: Respublika.

Meggil, A. (2007). Istoricheskaya epistemologiya [Historical Epistemology]. Moscow: Kanon+ : ROOI Reabilitatsiya.

Nora, P. (2005). Vsemirnoe torzhestvo pamyati [World Commemoration]. Neprikosnovennyi Zapas, 2–3, 391–403.

Repina, L. P. (ed.) (2020). Proshloe dlya nastoyashchego: Istoriya-pamyat’ i narrativy natsional’noi identichnosti: kollektivnaya monografiya [The Past for the Present: History-memory and Narratives of National Identity: a Collective Monograph]. Moscow: Akvilon.

Repina, L. P. (2003). Kul’turnaya pamyat’ i problemy istoriopisaniya [Cultural Memory and Problems of Historical Writing]. M.: GU VShE.

Fivush, R., Haden, C., Reese, E. Remembering, Recounting, and Reminiscing: The Development of Autobiographical Memory in Social Context. In D. C. Rubin. Remembering Our Past: Studies in Autobiographical Memory, 341–358. Cambridge: Cambridge University Press.

Graham, G. (1997). The Shape of the Past: A Philosophical Approach to History. Oxford: Oxford University Press.

Halbwachs, M. (1980). The Collective Memory. New York: Harper and Row.

Hirst, W., Manier, D. (1996). Remembering as Communication: A Family Recounts Its Past. In D. C. Rubin (Ed.), Remembering Our Past: Studies in Autobiographical Memory, 271–290. Cambridge: Cambridge University Press.

Kubler, G. (1962). The Shape of Time. New Haven. Conn.: Yale University Press.

Lasch, C. (1991). The True and Only Heaven: Progress and Its Critics. New York: W. W. Norton.

Loftus, E. (1998, March). Illusions of Memory. Proceedings of the American Philosophical Society, 142 (1), 60–73.

Mandler, J. M. (1984). Stories, Scripts, and Scenes: Aspects of Schema Theory. Hillsdale; N. J.: Lawrence Erlbaum.

Sorokin, P. A. (1943). Sociocultural Causality, Space, Time. A Study of Referential Principles of Sociology and Social Science. Durham; North Carolina: Duke University Press.

Gould, S. J. (1989). Wonderful Life: The Burgess Shale and the Nature of History. New York: W. W. Norton.

Zerubavel, E. (1982). Personal Information and Social Life. Symbolic Interaction, 5 (1), 104–105.

Zerubavel, E. (1997). Social Mindscapes: An Invitation to Cognitive Sociology. Cambridge: Mass., Harvard University

Press.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Светлана Геннадиевна Доронина