ВРЕМЯ КАК СМЫСЛ И СМЫСЛ КАК ВРЕМЯ: О ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЯХ ВРЕМЕНИ

Майя Евгеньевна Соболева

Аннотация


Предмет данной статьи – философский анализ трансцендентальных оснований времени-смысла. Цель ее заключается в том, чтобы представить время как основную структурообразующую составляющую смысла, а смысл – как единицу времени, а также выявить взаимообусловленность смысла и времени. Для обоснования выдвинутого тезиса подробно анализируется теория времени Канта. Дальнейшие возможности развития трансцендентальной концепции времени продемонстрированы на примере теории времени Гуссерля и Хайдеггера. Новизна исследования заключается в том, что дан анализ кантовского понятия времени как априорной формы чувственности на основе отношения внутреннего и внешнего опыта в связи с проблемой реализма. Показано, что в основе возникновения времени лежит переживание пространства, а пространственно-временная корреляция восприятий создает предпосылки для возникновения смысла. Сравнительный анализ временно-смысловой трансцендентальности в трансцендентальной теории опыта у Канта, в феноменологии Гуссерля и в экзистенциализме Хайдеггера продемонстировал развитие понятия времени от формы чувственности к форме чистого сознания, а затем к форме трансцендентально-экзистенциальной конституции Dasein и форме бытия реального человека.

Ключевые слова: время, смысл, трансцендентальный, основание, опыт, чувственность, сознание, бытие.

 


Полный текст:

Без имени

Литература


Августин А. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.

Васильев В. В. Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий). М., 1998.

Гайденко П. П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопр. философии. 2003. № 9. С. 134–150.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998 [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20110705033735/http://elenakosilova.narod.ru/studia/Husserl.htm#_Toc35695628 (дата обращения: 19.05.2019).

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М., 1999.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 2, ч. 1. М., 2006.

Кант И. Критика чистого разума // Там же. Т. 2, ч. 2.

Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.

Софронова Л. А., Семенова А. В. (ред.) Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб., 2001.

Черняков А. Г. Кант и Хайдеггер: метаморфозы философской антропологии // Актуальность Канта. СПб., 2005, 177–192.

Barker S. F. Appearances and Appearing in Kant // The Monist. 1967. Р. 426–441.

Chvojka E., Schwarcz A., Thien K. (Hg.) Zeit und Geschichte. Kulturgeschichtliche Perspektiven. Wien, 2002.

Howell R. A Problem for Kant // E. Saarinen (ed.) Essays in Honour of Jaakko Hintikka. Dordrecht, 1979. Р. 331–349.

Howell R. Kant’s Transcendental Deduction. Dordrecht, 1992.

Gorner P. Heidegger’s Phenomenology as Transcendental Philosophy // International Journal of Philosophical Studies. 2002. № 10(1). Р. 17–3.

Lübbe H. Zug der Zeit: Verkürzter Aufenthalt in der Gegenwart. Springer-Verlag, 1992.

Prichard H. A. Kant’s Theory of Knowledge. Oxford, 1909.

Streubel Т. Das Wesen der Zeit. Zeit und Bewusstsein bei Augustinus, Kant und Husserl. Würzburg, 2006.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Майя Евгеньевна Соболева