ТРОЛЛИНГ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ИРОНИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ФИЛОСОФСКИЙ И КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Аннотация
Статья посвящена иронии как философской категории, указывающей на специфическое отношение к миру, суть которого заключается в имплицитном непринятии реальности при эксплицитном ее принятии и одобрении. Цель исследования – показать, каким образом ирония в ее философском понимании реализуется в процессе онлайн-коммуникации. Опираясь на историко-логический и герменевтический подходы, авторы исследуют специфические черты иронии в интернет-пространстве, одной из доминирующих форм проявления которой выступает троллинг. Подчеркивается, что троллинг вскрывает антиномичный характер интернет-коммуникации и заставляет усомниться в претензии онлайн-сферы быть пространством полноценных социальных взаимодействий, заставляя рассматривать ее как пародию на самое себя. Тем самым троллинг осуществляет аксиологическую дискредитацию и метафизическое отрицание онлайн-активизма.
Ключевые слова: ирония, Интернет, коммуникация, онлайн-общение, троллинг, закон По.
Полный текст:
Без имениЛитература
Аронсон О. В. Коммуникативный образ. М., 2007.
Блок А. Ирония // Блок А. Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. Л., 1982. С. 100–105.
Внебрачных В. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. : Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. № 1. С. 48–51.
Голубицкий С. От Лулзов к Черной Тетраде: печальная эволюция форумных активистов [Электронный ресурс]. URL: http://computerra.ru/9447 (дата обращения 23.03.2019).
Горностаева А. А. Место иронии в речевых портретах современных политических деятелей // Вестн. РУДН. Сер. : Лингвистика. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-ironii-v-rechevyh-portretah-sovremennyh-politicheskih-deyateley (дата обращения: 23.03.2019).
Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. М., 2006.
Закон По // РациоВики [Электронный ресурс]. URL: https://ru.rationalwiki.org/wiki/Закон_По (дата обращения: 23.03.2019).
Коняева Ю. М. Троллинг как коммуникативный феномен (из наблюдений над культурно-просветительскими медиатекстами) // Научные ведомости БелГУ. Сер. : Гуманитарные науки. 2015. № 18 (215) [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/15252/1/Konyaeva_Trolling.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20130514073550/http://centrfolk.ru/edition/publication_online/publication_collection/IF_25-ksenofontova.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
Киркегор С. О понятии иронии // Логос. Философско-литературный журнал. 1993. № 4. С. 176–198.
Лосев А. Ф., Шестаков В. Н. История эстетических категорий. М., 1965.
Мартынов К. От слактивизма к республике. Почему интернет-революции становятся реальностью // Логос. 2012. № 2. С. 19–27.
Мощева С. В. Полифункциональный характер речевого акта иронии // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Лингвистика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polifunktsionalnyy-harakter-rechevogo-akta-ironii (дата обращения: 23.03.2019).
Паремузашвили Э. Э. Непрямая коммуникация в структуре агрессивного речевого акта (на примере иронии и насмешки) // Вопр. когнитив. лингвистики. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepryamaya-kommunikatsiya-v-strukture-agressivnogo-rechevogo-akta-na-primere-ironii-i-nasmeshki (дата обращения: 23.03.2019).
Санина А. Визуальная политическая ирония в Рунете : кейс сообщества «Potsreotizm» // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2015. № 9. С. 79–98.
Сафина А. М. Интернет-пространство как фактор трансформации современного искусства // Вестн. Север. (Арктического) федер. ун-та. Сер. : Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 6. С. 118–128
Синельникова Л. Н. Дискурс троллинга // Дискурс-Пи. 2016. № 3–4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-trollinga (дата обращения: 23.03.2019).
Фенина В. В. Ирония в обыденном политическом дискурсе (на материале интернет-комментариев пользователей сайта «Эхо Москвы») // Вестн. ВГУ. Сер. : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ironiya-v-obydennom-politicheskom-diskurse-na-materiale-internet-kommentariev-polzovateley-sayta-eho-moskvy (дата обращения: 23.03. 2019).
Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге. СПб., 2001.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1 : Образ и действительность. Новосибирск, 1993.
Alba-Juez L. Irony as inferred contradiction // Вестн. РУДН. Сер. : Лингвистика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/irony-as-inferred-contradiction (дата обращения: 23.03.2019).
Garber M. How to Tell a Joke on the Internet. The new typography of irony [Electronic resource]. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2013/05/how-to-tell-a-joke-on-the-internet/309293/ (accessed: 23.03.2019).
LaMarre, H. L., Landreville, K. D., Beam, M. A. The Irony of Satire: Political Ideology and the Motivation to See What You Want to See in The Colbert Report. The International Journal of Press/Politics, 14(2), 212–231. [Electronic resource]. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download;jsessionid=38A99DFB72771ABF011A9328FBA5BA88?doi=10.1.1.505.250&rep=rep1&type=pdf (accessed: 23.03.2019).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2019 Лилиана Файберговна Гайнуллина, Айнур Маратовна Сафина