Ориентация сельских старшеклассников на высшее образование в современной России

Елена Викторовна Грунт, Мария Александровна Махова

Аннотация


Ориентации сельских старшеклассников были проанализированы авторами с позиций институционального и аксиологического подходов. В рамках данных подходов высшее образование, с одной стороны, рассматривается как важный социальный институт общества, с другой – как многогранный, полифункциональный феномен. Цель исследования – изучить ориентации сельских старшеклассников на высшее образование. Эмпирическую базу исследования представляют материалы социологического исследования, проведенного авторами в 2015–2018 гг. в общеобразовательных школах Артинского городского округа. Методы, используемые в исследовании, сочетают количественную и качественную стратегию. Исследование зафиксировало: высшее образование для большинства сельских старшеклассников является инструментальной ценностью, связанной с изменением социального статуса, возможностью переезда из села в город, приобретения желаемой профессии. Отсутствие возможности для самореализации молодежи в сельской местности и отсутствие работы усиливает число невозвращенцев на малую родину после получения высшего образования. Проживание в сельской местности оказывает на дальнейшие жизненные шаги значительно более сильное влияние, чем личные планы молодежи, в том числе и на поступление в разные типы учебных заведений (или сохранение общего среднего образования).

Ключевые слова: ориентации на высшее образование, сельские старшеклассники, инструментальная ценность, профиль обучения, возврат на малую родину.


Полный текст:

Без имени

Литература


Ананьева Г. Е. Сельская жизнь. Демоскоп. 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/0377/gazeta011.php (дата обращения: 10.05.2018).

Артем О. Я., Меренков А. В. Потребность в техническом образовании у выпускников школ // Дискуссия: политематич. журн. науч. публикаций. 2015. № 3(55). С. 85–90.

Багдасарьян Н. Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. 2008. № 5. С. 3–10.

Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М., 2009.

Грунт Е. В. Кризис субъектности российского высшего образования в условиях перехода на двухуровневую модель // Национальные системы образования: под воздействием глобализации и неолиберализации. Тула, 2015. С. 49–70.

Гурарий А. Д., Меренков А. В. Особенности формирования ориентаций учащихся на гуманитарное образование // Дискуссия. 2015. № 10-1(41). С. 109–113

Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург, 2009. С. 156–166.

Иванова В. С. Образовательные намерения выпускников школ в контексте качества образования средней школы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358. С. 128–130.

Карпенко О. М., Бершадская М. Д. Differences, Inequalities and Sociological Imagination. ESA 12th Conference. Abstract Book. Prague, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://esa12thconference.eu/sites/esa12thconference.eu/files/esa_2015_book_of_abstracts.pdf (дата обращения: 26.05.2018).

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ. Ст 69. П.1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/69/ (дата обращения: 25.04.2016)

Чередниченко Г. А. Особенности образовательных стратегий сельской молодежи // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования: моногр. / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. М., 2015.

Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М., 2012.

Gibbs P. Trusting in the university. The contribution of temporality and trust to a praxis of higher learning. Nicosia, 2004.

Grunt E., Merenkov A., Antonova N. Factors affecting the choice of future work by Russian universities’ graduates // In LG. Chova, AL. Martinez, & IC. Torres (eds.), 10th International Conference of Education, Research and Innovation (ICERI2017). 2017. Р. 3430–3435. (ICERI Proceedings). IATED-INT ASSOC TECHNOLOGY EDUCATION and DEVELOPMENT.

Witko K. Senior high school career planning: What students want // Journal of educational enquiry. 2005. Vol. 6, № 1. Р. 34–49.

Wood D. Changing the Conversation about Higher Education // Review of higher education. 2015. Vol. 38. P. 329–332.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Елена Викторовна Грунт, Мария Александровна Махова