Методологические аспекты изучения чтения современной молодежи

Виолетта Яковлевна Аскарова

Аннотация


В статье речь идет о методологических аспектах изучения чтения российской молодежи: обоснована необходимость формирования исследовательских подходов, связанных с трансформациями в книжном процессе, появлением новых дифференцирующих оснований взаимодействия с названной категорией читателей, необходимостью выявления стимулирующего или, напротив, угнетающего воздействия различных коммуникационных каналов. Представлены адекватные для нынешнего этапа развития цифровых технологий теоретические подходы исследования «Чтение российской молодежи в век цифровых технологий: стимулы и практики». Охарактеризованы базовые понятия исследования, показаны различия и эмпирические индикаторы практик чтения, практик читательской деятельности; рассмотрена значимая для современной молодежи система стимулов чтения на институциональном и неинституциональном уровнях. Сделаны выводы о необходимости разработки методов и приемов выявления практик чтения на основе произошедших в книжном процессе трансформаций, особенностей коммуникативного поведения и познавательной деятельности поколения зет, выявления действенных для него стимулов чтения и переосмысления деятельности институтов инфраструктуры чтения на основе субъект-субъектного взаимодействия  с молодежью в реальном и сетевом пространствах.

Ключевые слова: поддержка и развитие чтения, наука о чтении, цифровое поколение, методология исследования, практики и стимулы чтения.


Полный текст:

Без имени

Литература


Аскарова В. Я. Читатель как объект междисциплинарного исследования // От Года литературы – к веку чтения : коллектив. моногр. М., 2016. С. 11–66.

Бизнес-идея № 4674. Костюм для чтения книг [Электронный ресурс]. URL: https://www.1000ideas.ru/article/biznes/tekhnicheskie-novinki/biznes-ideya-4674-kostyum-dlya-chteniya-knig/ (дата обращения: 12.06.2018).

Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отече-ственном библиотековедении: Научные и методологические основы : в 2 ч. Ч. 1. М., 2006.

Гудова М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : дис. ... доктора культурологии. Екатеринбург, 2015.

Коженкин И. А. Интеллектуализированное устройство для чтения // Кризис чтения: энергия преодоления. М., 2013. С. 86–99.

Мангуэль А. История чтения. Екатеринбург, 2008.

Практика // Краткий словарь философских терминов [Электронный ре-сурс]. URL: nenuda.ru›краткий-словарь-философских-терминов.html (дата об-ращения: 12.03.2018).

Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом : учеб. пособие / 2 изд., испр. и доп. М., 2015.

Равинский Д. К. Чтение. Грамотность. Библиотеки. Что сейчас обсуждают на Западе? // Кризис чтения: энергия преодоления. С. 53–65.

Сметанникова Н. Н. Ведущие зарубежные теории чтения XX века // Чтение, XXI век. М., 2015. С. 9–55.

Соковиков С. С. Мистерия книги: социокультурные контексты визуальных репрезентаций книги в культурном пространстве // От Года литературы – к веку чтения. С. 173–226.

Соколова Н. Л. Трансмедиа и «интерпретативные» сообщества // Меж-дународ. журн. исследований культуры. 2011. № 3(4). С. 16–21.

Тексты новой природы в образовательном пространстве общеобразовательной школы : сб. материалов международ. конф. «Педагогика текста». СПб., 2016.

Тузовский И. Д. Спецификации культуры цифровой эпохи // Молодежь в науке и культуре XXI века. Челябинск, 2017. С. 55–60.

Хафизов Д. М. Социокультурные практики повышения читательской активности молодежи: стимулирующие возможности моды : дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Челябинск, 2017.

Чтение // Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова. 3-е изд., испр. Минск, 2003.

Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. М., 2017.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Виолетта Яковлевна Аскарова