Единый государственный экзамен в мнениях родителей крупного промышленного центра

Алексей Владимирович Мальцев, Денис Вадимович Шкурин

Аннотация


В статье приводится анализ опроса родителей об их отношении к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Выборка (1520 человек) составлена из родителей учащихся школ Екатеринбурга и учитывает территориальное расположение школ, их статус и ступень образования учащихся (начальная, основная, старшая). Родители высказали неоднозначное мнение о ЕГЭ, преобладает двойственное отношение к экзамену: в нем есть и положительные, и отрицательные стороны (60,7 % от числа ответивших). Противников ЕГЭ значительно больше (33 % от числа ответивших), чем сторонников (6,3 % от числа ответивших). Из отрицательных сторон ЕГЭ родители назвали связанное с ним нервное напряжение детей, родителей и учителей, а из числа предложенных преимуществ ‒ упрощение процесса подачи документов в вуз. Различие мнений о ЕГЭ среди родителей связано с тем, в какой школе обучаются их дети (статусной или обычной), какое у них образование, какую должность они занимают, насколько они информированы о программах развития образования и сколько времени уделяют своим детям. Родители лучше относятся к ЕГЭ, если их дети учатся в статусной школе, а сами они имеют среднее специальное или высшее образование, занимают руководящие должности или должность специалиста, хорошо информированы о программах развития образования и постоянно уделяют внимание своим детям.

Ключевые слова: родители, Единый государственный экзамен, преимущества ЕГЭ, недостатки ЕГЭ, факторы, влияющие на отношение к ЕГЭ, деревья классификации.


Полный текст:

Без имени

Литература


Берзин Б. Ю., Мальцев А. В., Панченко П. Б., Садкина Т. М., Сыманюк Э. Э., Шкурин Д. В., Щипанова И. А. Эффективность школы – позиция родителей // Педагогическое образование в России. 2018. № 4. С. 49–54.

Большинство россиян недовольны ЕГЭ. Левада-центр. 06.06.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2017/06/06/bolshinstvo-rossiyan-nedovolny-ege/ (дата обращения: 01.06.2018).

ВЦИОМ, 2017. ЕГЭ и школьное образование [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/13464 (дата обращения: 01.06.2018).

ЕГЭ окончательно разочаровал россиян. Левада-центр. 03.06.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2015/06/03/ege-okonchatelno-razocharoval-rossiyan/ (дата обращения: 01.06.2018).

ЕГЭ и школьное образование. ФОМ. 05.06.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/13464 (дата обращения: 01.06.2018).

Мальцев А. В., Берзин А. Б. Единый государственный экзамен: взгляд изнутри // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19–21 октября 2016 года) [Электронный ресурс]: материалы V Всерос. социол. конгр. / отв. ред. В. А. Мансуров. М., 2016. С. 6624–6630 (DVD ROM).

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена: Федеральный закон от 09.02.2007 г № 17-ФЗ. (в ред. от 1 декабря 2007 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (с изменениями на 9 февраля 2004 года). Приказ Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 года № 50 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901850783 (дата обращения: 01.06.2018).

Письмо Рособрнадзора от 27.12.2017 № 10-870 «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2018 году» [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosobrnadzora-ot-27.12.2017-N-10-870 (дата обращения: 01.06.2018).

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-26.12.2017-N-1642/ (дата обращения: 01.06.2018).

Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 № 31205) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158656/ (дата обращения: 01.06.2018).

Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 30.11.2015 № 1387, от 30.03.2016 № 333, от 29.07.2016 № 921, от 31.07.2017 № 715) [Электронный ресурс]. URL: http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/education/index.php?id_4=21637 (дата обращения: 01.06.2018).

Система образования и ЕГЭ. Левада-центр 21.06.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2016/06/21/sistema-obrazovaniya-i-ege/ (дата обращения: 01.06.2018).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Алексей Владимирович Мальцев, Денис Вадимович Шкурин