Поликультурная и полиязычная образовательная среда как контекст обучения иностранным языкам
Аннотация
В статье обосновывается создание обучающей среды, так называемого «третьего образовательного пространства», способствующей развитию культурного интеллекта, необходимого для успешной деятельности в быстроменяющихся условиях международного сообщества. На основе данных, полученных с применением качественных методов фокус-групп и глубинного интервью и проанализированных методом Майлза и Губермана, показано, что действующие подходы к обучению иностранным языкам не ведут к появлению такой среды. Утверждается необходимость переосмысления роли преподавателя как созидателя поликультурного обучающего сообщества.
Ключевые слова: поликультурная и полиязычная образовательная среда, обучение иностранным языкам, «третье образовательное пространство», культурный интеллектПолный текст:
Без имениЛитература
Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М., 2003.
Кравченко И. «Хороший человек» станет профессией [Электронный ресурс]. URL: https://takiedela.ru/2017/09/khoroshiy-chelovek-stanet-professiey/ (дата обращения: 17.01.2018).
Малахов В. С. Культурный плюрализм versus мультикультурализм // Логос. 2000. № 5/6. С. 5–8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_5_6/2000_5-6_01.htm (дата обращения: 31.01.2018).
Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики : моногр. / под ред. М. О. Гузиковой, А. Л. Неволиной. Екатеринбург, 2016.
Соколова И. И. Концептуальные основы совершенствования и развития педагогического образования в России // Человек и образование. 2014. № 2(39). С. 178–188.
Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
Altbach P. Perspectives on internationalizing higher education // International Higher Education. 2015. № 27.
Altbach P. et al. The road to academic excellence: the making of world-class research universities. World Bank, 2011.
Аubrey S. Measuring flow in the EFL classroom: learners’ perceptions of inter-and intra-cultural task-based interactions // TESOL Q. 2017. 51. Р. 661–692.
Bhabha H. K. et al. The location of culture. L., 2012.
Coleman J. A. English-medium teaching in European higher education // Language teaching. 2006. Vol. 39, № 1. P. 1–14.
Crystal D. English as a Global Language. Second edition. Cambridge, 2012.
Dearden J. English as a medium of instruction: A growing global phenomenon. UK, 2015.
Dutra D. P. Multilingualism in action // Полиязычная образовательная среда: модели, пути создания, практики. С. 80–88.
Gibton D. Researching education policy, public policy, and policymakers: qualitative methods and ethical issues. L., 2015.
Jenkins J. English as a lingua franca in the international university: the politics of academic English language policy. L., 2013.
Kachru B. B. (ed.). The other tongue: English across cultures. University of Illinois, 1992.
Kachru B., Nelson C. World Englishes // McKay S. L., Hornberger N. H. (eds). Sociolinguistics in Language Teaching. Cambridge, 1996. P. 71–102.
Kim T. J. Leadership in context. The King’s Fund. 2011 [Electronic resource]. URL: https://www.kingsfund.org.uk/sites/default/files/leadership-in-context-theory-current-leadership-development-practice-kim-turnbull-james-kings-fund-may-2011.pdf (accessed: 17.01.2018).
Kramsch C. Context and culture in language teaching. Oxford, 2016.
Leitner G., Hashim A., Wolf H. (eds.) Communicating with Asia: the future of English as a global language. Cambridge, 2016.
López A. L., Jiménez R. C. (eds.). English in the European context: the EHEA challenge. Bern, 2010.
McKenzie R. The social psychology of English as a global language: attitudes, awareness and identity in the Japanese context. Springer Science and Business Media, 2010.
Miles M. B., Huberman A. M. Drawing valid meaning from qualitative data: Toward a shared craft // Educational researcher. 1984. Vol. 13, № 5. P. 20–30.
Pennycook A. Global Englishes and transcultural flows. L., 2007.
Pennycook A. Language as a local practice. L., 2010.
Rutherford J. The Third Space. Interview with Homi Bhabha // Identity: Community, Culture, Difference. L., 1990 [Electronic resource]. URL: http://www.wsp-kultur.unibremen.de/summerschool/download (accessed: 17.01.2018).
Seidlhofer B. Understanding English as a lingua franca. Oxford Applied Linguistics. Oxford, 2013.
Tham S. A study of the evolution of the Malay language: social change and cognitive development. Singapore, 1990.
Yashima T. Willingness to communicate in a second language: the Japanese EFL context // The Modern Language Journal. 2002. 86: 54–66.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2018 Мария Олеговна Гузикова, Ольга Леопольдовна Кочева