«Как Янус или как двуглавый орел»: особенности отечественного ха-рактера и две традиции его интерпретации

Владимир Иванович Красиков

Аннотация


Объектом рассмотрения в данной статье являются две традиции философствования в России – партикуляристская и космополитическая – как репрезентанты разных сторон отечественной культуры и менталитета. Соответственно предмет исследования – взаимодействие и взаимодополняемость их концептуализаций национального характера в последующей российской истории мысли. Методологической основой исследования являются установки витальной культурологии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Кребер и М. Херсковиц). Автор последовательно рассматривает три модели национального характера – «неполноценной рациональности», «религиозного мессианизма» и «виталистскую». Главные результаты проведенного исследования: анализ особенностей проявления рациональности у россиян, применение модели «трехшаговой причинности» по отношению к объяснению национального характера.

Ключевые слова: национальный характер, особенности рациональности, витализм, религиозный мессианизм, партикуляризм, космополитизм, славянофильство и западничество, трехшаговая причинность, интеллигенция, историческое априори.


Полный текст:

Без имени

Литература


Булгаков С. Н. Размышления о национальности // Соч.: в 2 т. Т. 2: Избранные статьи. М., 1993. С. 435–458.

Васильев А. А. Национальная почва в мировоззрении Ф. М. Достоевского, А. А. Григорьева и Н. Н. Страхова // NB: Культуры и искусства. 2013. № 4. С. 16–42. DOI: 10.7256/2306-1618.2013.4.2114. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_2114.html (дата обращения: 01.09.2017).

Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

Герцен А. И. Былое и думы. М., 2001.

Гринин Л. Е. Природный фактор в аспекте теории истории // Философия и общество. 2011, № 2. С. 168–198 [Электронный ресурс]. URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/134108/ (дата обращения: 01.09.2017).

Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989.

Кульпин Э. С. Путь России. М., 1995.

Маретина С. А. Эволюция общественного строя у горных народов Северо-Восточной Индии. М., 1980.

Полищук В. И. Вечно юное и неуемное славянство // Человек и культура. 2014. № 4. С. 32–44. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.4.14129. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_14129.html (дата обращения: 01.09.2017).

Прусаков Д. Б. Природа и человек в Древнем Египте. М., 1999.

Розанов В. И. Черта характера Древней Руси // Религия и культура. Т. 1. М., 1990. С. 82–95.

Соловьев В. С. Соч.: в 2 т., М., 1989. Т. 1. С. 289; Т. 2. С. 246.

Хомяков А. С. Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же Н.) // Соч.: в 2 т. Т. 1: Работы по историософии. М., 1994. С. 449–456.

Цуриков В. И. Влияние географических и природно-климатических факторов на русский менталитет // Человек и культура. 2016. № 4. С. 15–32. DOI: 10.7256/2409-8744.2016.4.20350. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_20350.html

Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Владимир Иванович Красиков