Кинематографическое мышление и фотография

Алина Сергеевна Темлякова

Аннотация


В статье исследуются возможности восприятия запечатленной реальности, дающей возможность глубокого переживания мгновения, либо отрезка времени в зафиксированном моменте фотоснимка или кино. Методологической базой выступает теория восприятия Анри Бергсона, включающая концепцию кинематографического механизма мышления. Кейсом для демонстрации теоретических построений берется фильм Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (1966). Показано, что на фотографии время замирает; в кино мы наблюдаем замкнутый отрезок в его движении, проигрываемый перед камерой. В заснятом материале (фото, кино) человеческому глазу предоставляется возможность встречи с окружающим миром, каким его фиксирует сама материя (киноглаз).

Ключевые слова: киноискусство, фотография, кинематографическое мышление, время в киноискусстве, время в фотографии.


Полный текст:

Без имени

Литература


Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Р. Барт ; пер. с фр., послесл. и коммент. М. Рыклина. М., 2011.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

Бергсон А. Творческая эволюция : пер. с фр. Жуковский ; М., 2006.

Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память : пер. с фр. Минск, 1999.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Гусев А. Субъективная камера в постклассическом зарубежном кинематографе (1960–2000) // Киноведческие записки. 2006. № 79 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinozapiski.ru/ (дата обращения 05.03.2017).

Гусятинский Е. Work in Progress. Роттердам-2006 // Искусство кино. 2006. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinoart.ru/ (дата обращения 05.03.2017).

Делёз Ж. Кино: Кино 1. Образ – движение; Кино 2. Образ – время : пер. с фр. М., 2004.

Друбек Н. Кино, часы и дождь: К предыстории образов-времени Делёза: Хуциев, Данелия, Хитилова, Немец, Влачил // Киноведческие записки. 2011. № 98 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinozapiski.ru/ (дата обращения 05.03.2017).

Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991.

Саркисова О. Пространство игры и рецепты взросления («Европейские 60-е. Бунт, Фантазия, Утопия». Берлинская ретроспектива) // Киноведческие записки. 2002. № 60 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinozapiski.ru/ (дата обращения 05.03.2017).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Алина Сергеевна Темлякова